Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правил проведения контрольного мероприятия» (СФК № 101)
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШИРИНСКИЙ РАЙОН
СТАНДАРТ
ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«Общие правила проведения контрольного мероприятия»
(СФК № 101)
(Утвержден распоряжением Контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район №5 от 30.08.2022 года. Вступает в силу со дня утверждения)
С. Шира 2022
1. Общие положения
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (далее – Стандарт) устанавливает общие требования, правила и процедуры проведения Контрольно- счетной палатой муниципального образования Ширинский район (далее – КСП) контрольного мероприятия.
Стандарт разработан в соответствии с:
– Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6- ФЗ);
– Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно- аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 29.03.2022 № 2ПК;
– Положением о Контрольно-счетной палате МО Ширинский район, утвержденным решением Совета депутатов от 29.04.2022 № 270;
– Регламентом КСП МО Ширинский район;
Целями Стандарта являются:
- определение содержания, порядка организации и проведения контрольного мероприятия;
- определение порядка оформления результатов контрольного мероприятия.
Особенности организации и проведения контрольных мероприятий при осуществлении внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств устанавливаются соответствующим стандартом внешнего финансового контроля КСП, могут устанавливаться отдельными методическими рекомендациями и правовыми актами КСП МО Ширинский район.
В случае, если в ходе контрольного мероприятия необходимо применение одного или нескольких видов аудита, оно осуществляется с учетом соответствующих стандартов внешнего муниципального финансового контроля КСП.
Участие КСП МО Ширинский район в совместных и параллельных контрольных мероприятиях, проводимых контрольно-счетной палатой Республики Хакасия, осуществляется в порядке, установленном соответствующими правовыми актами контрольно-счетной палаты Республики Хакасия.
Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП МО Ширинский район и привлеченными экспертами при проведении контрольных мероприятий.
Для целей Стандарта используются следующие основные термины:
1) объект контроля – орган или организация, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль посредством проведения контрольного мероприятия;
2) инспектор КСП МО Ширинский район - должностное лицо КСП , осуществляющее внешний муниципальный финансовый контроль;
3) участники контрольного мероприятия (рабочая группа) - инспекторы КСП МО Ширинский район, а также иные лица, принимающие участие в проведении контрольного мероприятия;
4) эксперты - аудиторские, научные и экспертные организации, отдельные специалисты, привлекаемые в установленном порядке к участию в проведении контрольного мероприятия;
5) проверка - совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период;
6) ревизия - совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
7) выездная проверка/ревизия - проверка/ревизия, проводимая по месту нахождения объекта контроля;
8) камеральная проверка/ревизия - проверка/ревизия, проводимая по месту нахождения КСП МО Ширинский район на основании документов, представленных по ее запросу;
9) нарушение - действие (бездействие) должностных лиц объектов контроля или иных лиц, противоречащее законодательным, нормативным и иным правовым актам, договорам (контрактам, соглашениям) (далее - правовые акты);
10) недостаток - действие (бездействие) должностных лиц объектов контроля, приведшее или могущее привести к негативным последствиям для публично-правового образования, муниципальных органов и организаций, но при этом не нарушающее требований правовых актов.
3. Содержание контрольного мероприятия
Контрольное мероприятие представляет собой организационно- правовую форму осуществления внешнего муниципального финансового контроля КСП для реализации полномочий КСП МО Ширинский район.
Контрольное мероприятие проводится в соответствии с планом работы КСП МО Ширинский район.
По результатам контрольного мероприятия оформляются акты в отношении объектов контроля, на основании которых формируется отчет. Отчет в установленном порядке представляется на рассмотрение в комиссии Совета депутатов МО Ширинский район.
Предметом контрольного мероприятия является деятельность объектов контроля по формированию, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, включая средства бюджета МО Ширинский район, и иными ресурсами в пределах полномочий КСП МО Ширинский район.
Объектами контроля являются:
- органы местного самоуправления МО Ширинский район;
- структурные подразделения администрации МО Ширинский район;
- муниципальные учреждения МО Ширинский район;
- муниципальные предприятия МО Ширинский район;
- юридические и физические лица, использующие имущество, находящееся в муниципальной собственности МО Ширинский район, а также земельные ресурсы МО Ширинский район;
- иные организации, получающие субсидии, кредиты, гарантии за счет средств бюджета МО Ширинский район, и получатели средств районного бюджета , предоставившие указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств районного бюджета.
Контрольное мероприятие проводится с применением методов проверки или ревизии. В дополнение к ним, в зависимости от целей контрольного мероприятия, могут применяться иные методы: анализ, обследование, мониторинг, а также их сочетание.
Контрольное мероприятие может осуществляться в форме выездной или камеральной проверки/ревизии.
4. Организация контрольного мероприятия
Организацию контрольного мероприятия осуществляет главный инспектор КСП МО Ширинский район, ответственный за проведение мероприятия.
В случае, если в контрольном мероприятии сочетаются вопросы, относящиеся к нескольким аудиторским направлениям, организацию контрольного мероприятия осуществляет председатель КСП МО Ширинский район.
Контрольное мероприятие включает:
- подготовительный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
Продолжительность каждого из этапов контрольного мероприятия зависит от целей контрольного мероприятия, особенностей предмета мероприятия и объектов контроля.
Порядок подготовки и согласования документов в ходе контрольного мероприятия устанавливается Инструкцией о делопроизводстве и документообороте КСП МО Ширинский район.
5. Подготовительный этап контрольного мероприятия
Подготовительный этап контрольного мероприятия включает:
- формирование рабочей группы;
- предварительное изучение предмета контрольного мероприятия и объектов контроля;
- определение цели (целей), вопросов контрольного мероприятия и методов сбора и анализа фактических данных и информации;
- подготовку приказа об организации контрольного мероприятия и рабочего плана его проведения.
Формирование рабочей группы для проведения контрольного мероприятия
Непосредственная организация и проведение контрольного мероприятия осуществляются рабочей группой, в состав которой входят инспекторы КСП и при необходимости привлеченные эксперты.
Состав рабочей группы закрепляется в приказе об организации контрольного мероприятия, в котором определяются руководитель и участники контрольного мероприятия. Руководитель контрольного мероприятия осуществляет общее руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий участников рабочей группы на всех этапах контрольного мероприятия.
Требования к формированию рабочей группы:
1) численность рабочей группы должна быть не менее двух человек;
2) руководитель и участники контрольного мероприятия должны обладать профессиональными знаниями, навыками и опытом работы для обеспечения его качественного проведения;
3) запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии сотрудников, которые состоят в родственной связи с руководством объекта контроля или являлись в проверяемом периоде сотрудниками объекта контроля.
Для проверки сведений объекта контроля, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, участник рабочей группы должен иметь оформленный в установленном порядке соответствующий допуск.
К участию в проведении контрольного мероприятия могут привлекаться эксперты в соответствии с порядком, предусмотренным стандартом организации деятельности «Порядок привлечения экспертов к участию в мероприятиях внешнего муниципального финансового контроля, проводимых Контрольно-счетной палатой муниципального образования Ширинский район».
Предварительное изучение предмета контрольного мероприятия
Предварительное изучение предмета контрольного мероприятия осуществляется для определения цели (целей), вопросов контрольного мероприятия, методов сбора и анализа фактических данных и информации.
Информация для предварительного изучения предмета контрольного мероприятия может быть получена:
- на основании письменных запросов КСП в адрес объекта контроля, а также других органов и организаций;
- из государственных и муниципальных информационных систем;
- из открытых источников информации;
- другим способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для получения информации, необходимой для проведения контрольного мероприятия, могут направляться запросы в адрес объектов контроля на всех его этапах.
Форма запроса приведена в Приложении № 1.
К запросам могут прилагаться формы, специально разработанные КСП МО Ширинский район для проведения контрольного мероприятия и необходимые для систематизации представляемой информации.
Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля по запросу КСП информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Определение цели (целей), вопросов контрольного мероприятия и методов сбора и анализа фактических данных и информации
Цель (цели) контрольного мероприятия должна определяться таким образом, чтобы по его результатам можно было сделать соответствующие ей выводы, сформулировать предложения.
Формулировка цели должна указывать на конечный результат, который планируется получить по итогам мероприятия, и отвечать следующим требованиям:
- понятность: формулировка цели не подвержена различным интерпретациям, содержит однозначно определяемые термины;
- конкретность: формулировка цели позволяет получить однозначное представление об ожидаемых результатах;
- достижимость: цели определяются с учетом рисков, ресурсных и иных ограничений, влияющих на возможность их достижения.
По каждой из целей контрольного мероприятия определяются вопросы, необходимые для ее достижения, в соответствии с которыми осуществляется сбор фактических данных, документов, материалов и информации.
Вопросы должны отвечать следующим требованиям:
- необходимость: направлены на достижение цели контрольного мероприятия;
- достаточность: совокупность вопросов обеспечивает возможность получения полной и исчерпывающей информации для достижения цели контрольного мероприятия;
- взаимоисключаемость: содержание вопросов не должно повторяться.
Исходя из цели (целей) и вопросов контрольного мероприятия выбираются методы сбора и анализа фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств.
При определении целей и вопросов контрольного мероприятия, а также при выборе методов сбора и анализа фактических данных и информации следует использовать риск-ориентированный подход в соответствии с утвержденными стандартами и иными методическими документами КСП МО Ширинский район.
Подготовка приказа и рабочего плана проведения контрольного мероприятия
Распоряжение КСП об организации контрольного мероприятия предусматривает:
- определение руководителя и участников контрольного мероприятия;
- определение сроков проведения контрольного мероприятия;
- утверждение рабочего плана проведения контрольного мероприятия (далее – рабочий план).
Форма распоряжения об организации контрольного мероприятия приведена в Приложении № 2.
Рабочий план является приложением к приказу об организации контрольного мероприятия.
Рабочий план состоит из следующих разделов:
1) «Общие сведения», в котором указываются предмет, объекты, цель (цели), проверяемый период, сроки проведения контрольного мероприятия, состав рабочей группы;
2) «Основной этап», в котором указываются сроки подготовки и направления информационных писем, уведомлений; вопросы контрольного мероприятия; сроки составления и согласования актов по результатам контрольного мероприятия, проведения совещаний с объектами контроля (при необходимости);
3) «Заключительный этап», в котором указываются сроки подготовки и согласования отчета о результатах контрольного мероприятия, подготовки к заседанию Коллегии, формирования архива.
Форма рабочего плана приведена в Приложении № 3.
Рабочий план подписывает руководитель аудиторского направления и руководитель контрольного мероприятия.
В срок проведения контрольного мероприятия не включается: проведение заседания комиссии, доработка отчета о результатах мероприятия по итогам рассмотрения Коллегией, подготовка и направление информационных писем о результатах контрольного мероприятия.
При необходимости в ходе проведения контрольного мероприятия в приказ и рабочий план могут быть внесены изменения путем издания соответствующего приказа.
6. Основной этап контрольного мероприятия
Основной этап контрольного мероприятия включает:
- подготовку и направление информационного письма в адрес главы МО Ширинский район и уведомлений в адрес объектов контроля о проведении мероприятия;
- проведение контрольных действий в отношении объектов контроля и получение доказательств, включая оформление соответствующих документов;
- оформление актов в ходе мероприятия;
- оформление предписаний (при необходимости);
- оформление протоколов об административном правонарушении (при необходмости);
- составление актов по результатам контрольного мероприятия и согласование их с объектами контроля.
Результатом проведения основного этапа контрольного мероприятия являются оформленные акты по его результатам.
Подготовка и направление информационного письма в адрес главы Волгограда и уведомлений в адрес объектов контроля
В адрес главы МО Ширинский район направляется информационное письмо о начале проведения контрольного мероприятия.
Форма информационного письма представлена в Приложении № 4.
Уведомление о проведении контрольного мероприятия подготавливается в адрес каждого объекта контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, подписывается руководителем аудиторского направления и вручается руководителю объекта контроля под роспись.
Форма уведомления о проведении контрольного мероприятия приведена в Приложении № 5.
К уведомлению о проведении контрольного мероприятия могут прилагаться:
1) перечень документов, которые должностные лица объекта контроля должны подготовить для представления участникам контрольного мероприятия;
2) перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта контроля до начала проведения контрольного мероприятия в отношении объекта контроля;
3) специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Проведение контрольных действий в отношении объектов контроля и получение доказательств
Контрольные действия в отношении объектов контроля проводятся с целью сбора, проверки и анализа фактических данных и информации о деятельности объекта контроля. Контрольные действия могут осуществляться с выходом или без выхода на объект контроля.
Доказательства нарушений, недостатков и их негативных последствий (далее – доказательства) представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие нарушений и недостатков, а так же рисков их возникновения.
Процесс получения доказательств включает следующие этапы:
- сбор фактических данных и информации в соответствии с вопросами контрольного мероприятия;
- анализ собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности и достоверности (надежности) для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия;
- сбор дополнительных фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств.
Фактические данные и информация может быть получена:
- на основания письменного запроса КСП в адрес объекта контроля, а также от других органов и организаций;
- на основании письменного требования руководителю объекта контроля о предоставлении документов;
- из государственных и муниципальных информационных систем;
- из открытых источников информации;
- другим способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письменное требование руководителю объекта контроля может быть выписано руководителем или участником контрольного мероприятия для оперативного получения документов.
Форма требования приведена в Приложении № 6.
В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными (надежными) и относящимися к выявленным нарушениям и недостаткам.
- Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы о результатах проведенного контрольного мероприятия.
- Доказательства являются достоверными (надежными), если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно инспекторами и (или) иными сотрудниками КСП, полученные от иных органов и организаций и представленные в форме документов.
Надежность доказательств может быть подтверждена путем:
- получения фактических данных и информации, представляющих собой доказательства, из различных источников и (или) различными способами;
- анализа возможности сформировать аналогичные доказательства при повторном получении соответствующих фактических данных и информации.
- Доказательства считаются относящимися к выявленным нарушениям и недостаткам, если они имеют логическую связь с ними.
Доказательства нарушений и недостатков могут быть документальными, материальными и аналитическими.
- Документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контроля, вышестоящими и другими организациями, которые имеют непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия.
- Материальные доказательства представляют собой результат осуществления контрольных действий по наблюдению за событиями и их фиксации на объекте контроля и действий его должностных лиц.
Материальные доказательства получают путем проведения инвентаризации имущества и обязательств, обследований, осмотров, контрольных обмеров.
Материальные доказательства могут быть оформлены в виде актов по результатам обследования (осмотра, обмера), документов о результатах инвентаризации, фотографий, схем, карт и иных графических материалов.
На документах о результатах инвентаризации, при ее проведении в рамках контрольного мероприятия, инспектором КСП ставится отметка о проведении инвентаризации в его присутствии.
Акты обследования (осмотра, обмера) составляют и подписывают участники контрольного мероприятия и должностные лица объекта контроля, непосредственно участвующие в проведении соответствующего обследования (осмотра, обмера).
- Аналитические доказательства получают по результатам анализа фактических данных и информации, поступившей от объекта контроля или из других источников. Аналитические доказательства могут быть оформлены в виде справок, таблиц, графиков.
Доказательства являются основанием для формирования выводов и предложений по результатам контрольного мероприятия.
При выявлении в ходе контрольного мероприятия фактов нарушения правовых актов в рамках предмета контрольного мероприятия, которые требуют дополнительной проверки, выходящей за пределы рабочего плана, руководитель контрольного мероприятия по согласованию с руководителем КСП МО Ширинский район:
- дополнительно организует их проверку после внесения в установленном порядке соответствующих дополнений в рабочий план проведения контрольного мероприятия;
- при отсутствии возможности дополнительно провести проверку фактов выявленных нарушений в рамках данного контрольного мероприятия, а также в случае необходимости проверки фактов, выходящих за рамки предмета контрольного мероприятия, в отчете о результатах контрольного мероприятия необходимо отразить информацию о данных фактах с обоснованием необходимости дальнейшей проверки.
Если в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения в деятельности организаций, не являющихся объектами контроля в рамках данного контрольного мероприятия, руководитель контрольного мероприятия оценивает необходимость проверки этих организаций и по согласованию с руководителем аудиторского направления, ответственным за проведение контрольного мероприятия, организует внесение необходимых изменений в рабочий план проведения контрольного мероприятия.
Участники рабочей группы при проведении контрольного мероприятия не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов контроля.
Участники рабочей группы не вправе разглашать полученную при проведении контрольного мероприятия информацию, обязаны сохранять ставшую им известной государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Служебные взаимоотношения участников рабочей группы с должностными лицами объекта контроля осуществляются с учетом прав и обязанностей должностных лиц контрольно-счетных органов, установленных в ст.14 Федерального закона № 6-ФЗ, и в пределах полномочий, предусмотренных внутренними нормативными документами КСП.
В случае возникновения в ходе контрольного мероприятия конфликтных ситуаций участник рабочей группы должен в устной или письменной форме изложить руководителю контрольного мероприятия суть данной ситуации, а в случае конфликта с руководителем объекта контроля – председателю КСП МО Ширинский район.
Оформление актов в ходе контрольного мероприятия
При проведении контрольного мероприятия могут оформляться следующие виды актов:
- акт по фактам создания препятствий ответственным должностным лицам КСП в проведении контрольного мероприятия;
- акт по фактам выявленных на объекте финансового контроля нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий;
- акт по фактам опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов;
- акт по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объекта контроля документов и материалов;
- акт встречной проверки.
Акт по фактам создания препятствий ответственным должностным лицам КСП в проведении контрольного мероприятия составляется в случаях отказа должностных лиц объекта контроля в:
- допуске инспекторов КСП на объект контроля;
- создании нормальных условий для работы инспекторов КСП.
Форма акта приведена в Приложении № 7.
При выявлении на объекте контроля нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий, составляется акт по форме, приведенной в Приложении № 8.
Руководитель или иное уполномоченное должностное лицо должен предоставить письменные объяснения по фактам выявленных нарушений и принять необходимые меры по пресечению противоправных действий. В случаях отказа должностных лиц объекта контроля от письменных объяснений и от принятия мер по устранению выявленных нарушений и пресечению противоправных действий или от получения акта, в нем делаются соответствующие записи.
Акт по фактам опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов составляется в случае обнаружения подделок, подлогов, злоупотреблений и при необходимости пресечения указанных противоправных действий.
Форма акта приведена в Приложении № 9.
Об оформлении акта по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятии документов и материалов незамедлительно (в течение 24 часов)1 уведомляется председатель КСП МО Ширинский район.
Уведомление об опечатывании касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятии документов и материалов подготавливает и подписывает руководитель контрольного мероприятия по форме, приведенной в Приложении № 10.
В случае непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объекта контроля документов и материалов, запрошенных инспекторами КСП в письменной форме при проведении контрольного мероприятия, составляется акт по форме, приведенной в Приложении № 11.
Все выше перечисленные акты оформляются в двух экземплярах и подписываются руководителем контрольного мероприятия. Один экземпляр актов передается под роспись руководителю объекта контроля.
В целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, в ходе контрольного мероприятия могут проводиться встречные проверки муниципальных и иных органов и организаций (далее – объекты встречных проверок).
Результаты встречной проверки оформляются актом по форме, предусмотренной Приложением № 12.
На основном этапе контрольного мероприятия предписание составляется в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами КСП МО Ширинский район контрольного мероприятия в соответствии с требованиями п.7.9. Стандарта.
Оформление протоколов об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении на основном этапе контрольного мероприятия составляется в случаях, предусмотренных п.6.3.1. и п.6.3.4., в соответствии с главой 19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее –КоАП РФ).
Оформление акта по результатам контрольного мероприятия
После завершения контрольных действий в отношении объекта контроля составляется акт по результатам контрольного мероприятия (далее – акт), который содержит следующие сведения:
- основание для проведения контрольного мероприятия;
- предмет контрольного мероприятия;
- наименование объекта контроля;
- проверяемый период деятельности;
- срок проведения контрольного мероприятия;
- участники контрольного мероприятия;
- должностные лица, ответственные в проверяемом периоде за финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля;
- краткая характеристика деятельности объекта контроля;
- результаты контрольного мероприятия. Форма акта приведена в Приложении № 13.
При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
- объективность и краткость изложения;
- четкость формулировок выявленных нарушений и недостатков;
- логическая и хронологическая последовательность;
- изложение фактических данных только на основе документов, проверенных инспекторами КСП, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
В акте излагаются результаты контрольного мероприятия по всем проверяемым на объекте контроля вопросам, отражаются выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия нарушения и недостатки, приводятся доказательства нарушений и недостатков.
В случае, если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись по данному вопросу «нарушений и недостатков не выявлено».
Выводы в отношении выявленных нарушений и недостатков, сделанные в акте, не являются окончательными и могут подлежать корректировке в отчете о результатах контрольного мероприятия.
При выявлении в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также негативных последствий, причиненных публично- правовому образованию, муниципальным органам и организациям, данные факты отражаются в акте с указанием:
- наименования правового акта, его статьи, части, пункта или подпункта, требования которых нарушены;
- описания и сумм выявленных нарушений;
- описания выявленных недостатков, а также сумм их негативных последствий;
- причин допущенных нарушений и недостатков, если они установлены в рамках контрольного мероприятия;
- информации о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски;
- конкретных лиц, допустивших нарушения (при выявлении таковых лиц);
Не допускается включение в акт предположений, сведений, не подтвержденных документами, морально-этической оценки действий должностных и материально ответственных лиц объекта контроля.
В случае выявления признаков административных правонарушений они указываются в акте со ссылкой на соответствующую статью КоАП РФ.
Если в ходе контрольного мероприятия установлено, что объект контроля не выполнил какие-либо предложения, которые были ему даны КСП по результатам предшествующего контрольного или экспертно- аналитического мероприятия, это следует отразить в акте с указанием причин невыполнения.
При необходимости к акту прикладываются подписанные исполнителем таблицы, расчеты и иные материалы, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия.
Акт составляют в двух экземплярах и подписывают руководитель и/или участники мероприятия, ответственные за проверку данного объекта контроля.
Акт доводится до сведения руководителя объекта контроля путем направления с сопроводительным письмом по форме, приведенной в Приложении № 14.
Руководитель объекта контроля в срок до 7 рабочих дней ознакамливается с актом под роспись.
В случае несогласия руководителя объекта контроля с изложенными в акте фактами, руководитель объекта контроля готовит письменные пояснения и замечания, и указывает в акте на наличие замечаний.
Пояснения и замечания руководителей объектов контроля, представленные в срок до 7 рабочих дней включительно со дня получения акта, прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью.
В случае несогласия руководителя объекта контроля подписать акт, либо в случае истечения срока, установленного для ознакомления с актом, руководитель контрольного мероприятия делает в акте специальную запись об отказе руководителя от подписи.
Внесение изменений в подписанные акты на основании пояснений и замечаний должностных лиц и вновь представляемых ими материалов не допускается.
7. Заключительный этап контрольного мероприятия
На заключительном этапе контрольного мероприятия осуществляется:
- рассмотрение пояснений и замечаний к акту, поступивших от руководителя объекта контроля;
- формирование рабочей документации;
- подготовка отчета о результатах контрольного мероприятия;
- подготовка иных документов по результатам контрольного мероприятия.
Рассмотрение пояснений и замечаний к акту, поступивших от руководителя объекта контроля
В случае поступления от руководителя объекта контроля письменных пояснений и замечаний к акту, руководитель или участник контрольного мероприятия готовит ответ на представленные пояснения и замечания, который направляется в адрес объекта контроля.
Решение о рассмотрении и подготовке ответа на пояснения и замечания к акту, поступившие от объекта контроля после истечения установленного пятидневного срока, но до окончания контрольного мероприятия, принимает руководитель аудиторского направления.
Результаты рассмотрения пояснений и замечаний к акту учитываются при формировании отчета.
Формирование рабочей документации
В рабочую документацию контрольного мероприятия включаются:
- документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контроля и третьих лиц;- документы, материалы и информацию, полученные из государственных и муниципальных информационных систем и открытых источников информации;
- документы, подготовленные на основе собранных фактических данных и информации и подписанные участниками контрольного мероприятия (акты обследований, осмотров, обмеров, документы по результатам инвентаризаций, справки, расчеты, аналитические записки и т. п.);
- документы, подготовленные привлеченными экспертами.
Подготовка отчета о результатах контрольного мероприятия
Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать следующие разделы:
- аннотация;
- общие сведения о контрольном мероприятии;
- результаты контрольного мероприятия;
- выводы;
- предложения.
Форма отчета приведена в Приложении № 15.
При составлении отчета должны соблюдаться следующие требования:
1) Результаты контрольного мероприятия должны излагаться в логической последовательности в соответствии с целями и в разрезе вопросов проведения контрольного мероприятия и давать по каждому из них ответы с выделением наиболее важных проблем;
2) Отчет должен содержать информацию, нарушения, недостатки, их последствия, которые подтверждаются соответствующими доказательствами и основаны на фактах, зафиксированных в актах и рабочей документации, оформленной в ходе проведения контрольного мероприятия. Классификация нарушений осуществляется с учетом Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации;
3) в случае выявления признаков административных правонарушений в отчете указывается:
- ссылка на соответствующую статью КоАП РФ;
- фамилия, имя, отчество должностного лица, совершившего правонарушение;
- дата правонаршения;
- место совершения правонарушения;
4) текст отчета должен быть лаконичным, не содержать повторений, легко читаться, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены;
5) при необходимости следует использовать средства визуализации (фотографии, рисунки, таблицы, схемы, графики и т.п.);
6) факты устранения объектом контроля нарушений и недостатков в период от подписания акта по результатам контрольного мероприятия его участниками до утверждения отчета о результатах контрольного мероприятия отражаются в отчете при условии подтверждения соответствующими документами.
Выводы по результатам контрольного мероприятия должны отвечать следующим требованиям:
1) Формулировка каждого вывода должна представлять собой итоговое утверждение, выражающее в краткой форме логический итог обобщения результатов контрольного мероприятия в разрезе целей и вопросов.
2) В случаев выявления нарушений и недостатков выводы должны описывать:
- выявленные нарушения и недостатки (в т.ч. риски их возникновения);
- причины возникновения выявленных нарушений и недостатков (в случае их установления);
- негативные последствия выявленных нарушений и недостатков (в т.ч. возможные).
Предложения по результатам контрольного мероприятия должны логически следовать из выводов.
Предложения сформулированы надлежащим образом, если они:
- направлены на совершенствование системы муниципального управления;
- направлены на устранение выявленных нарушений и недостатков, описанных в отчете, а также их причин;
- конкретны, ориентированы на результат, содержат рекомендованный срок реализации;
- адресованы объектам контроля, иным органам и организациям, к полномочиям и ответственности которых относится их реализация (далее – адресаты);
- учитывают ранее выданные предложения, а также результаты их реализации;
- учитывают возможности адресатов реализовать их в рекомендованные сроки;
- формулируются с учетом возможности контроля их реализации, а в случае необходимости выполнения для реализации предложения нескольких отдельных взаимосвязанных действий обеспечивается возможность осуществления мониторинга выполнения каждого из таких действий.
Если в ходе контрольного мероприятия составлялись акты по фактам создания препятствий в работе инспекторов КСП, акты по фактам выявления нарушений в деятельности объектов контроля, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, и при этом руководству объектов контроля направлялись соответствующие предписания, то эту информацию следует отразить в отчете с указанием мер, принятых по устранению препятствий и нарушений, а также результатов их выполнения.
К отчету о результатах контрольного мероприятия прилагаются (при наличии):
- перечень актов по результатам контрольного мероприятия на объектах контроля;
- перечень актов по фактам создания препятствий в проведении контрольного мероприятия;
- перечень актов по фактам выявленных на объекте контроля нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий;
- аналитические материалы, таблицы и расчеты,
- акты обследования (осмотра, обмера), подтверждающие выводы (при необходимости);
- справки, экспертные заключения и иные документы, составленные экспертами;
- иная информация, раскрывающая или подтверждающая выводы, содержащиеся в отчете о результатах контрольного мероприятия.
Проект отчета подготавливается руководителем контрольного мероприятия и руководителем аудиторского направления и согласовывается в порядке, установленном Стандартом КСП МО Ширинский район по управлению качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Отчет выносится на рассмотрение и утверждается председателем в порядке, установленном Регламентом КСП .
Отчет подписывается руководителем контрольного мероприятия.
Подготовка иных документов по результатам контрольного мероприятия
По результатам контрольного мероприятия составляются:
- информационные письма в адрес председателя Совета депутатов МО Ширинский район и главы МО Ширинский район;
- представления;
- предписания;
- протокол об административном правонарушении;
- обращения в правоохранительные органы.
Оформление информационных писем осуществляется в следующем порядке:
1) Информационные письма о результатах контрольного мероприятия с приложением копии отчета о результатах контрольного мероприятия в обязательном порядке направляются в адрес:
- председателя Совета депутатов МО Ширинский район;
- главы МО Ширинский район.
Форма информационного письма приведена в Приложении №16.
2) Проекты информационных писем о результатах контрольного мероприятия подготавливаются руководителем аудиторского направления, ответственным за проведение мероприятия, или руководителем мероприятия.
3) Доработка и направление документов о результатах контрольного мероприятия осуществляется в порядке, установленном Регламентом КСП.
Представление КСП МО Ширинский район может направляться в адрес объекта контроля и их должностных лиц для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Оформление представления осуществляется в следующем порядке:
1) Представление должно содержать:
- информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов;
- информацию о выявленных недостатках и их негативных последствиях;
- требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также причин и условий таких нарушений;
- требования (при необходимости) о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов;
- сроки принятия мер по устранению нарушений и представления ответа по результатам рассмотрения представления.
Форма представления приведена в Приложении № 17.
2) Представление направляется в адрес должностных лиц объекта контроля, допустивших нарушение и/или недостаток в случае, если такие нарушения, недостатки и/или их негативные последствия подлежат устранению.
3) Проект представления оформляется руководителем мероприятия и выносится на рассмотрение и утверждение председателем КСП.
Предписание КСП МО Ширинский район направляется в адрес объектов контроля и их должностных лиц в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений КСП , а также в случае воспрепятствования должностным лицам КСП в проведении контрольных мероприятий.
Оформление предписания осуществляется в следующем порядке:
1) Предписание должно содержать:
- конкретные основания вынесения предписания и конкретные нарушения, выявленные в результате проведения мероприятия, и касающиеся компетенции должностного лица, организации или органа власти, которому направляется предписание;
- требования по принятию мер по устранению препятствий для проведения контрольного мероприятия, по устранению выявленных нарушений и, при необходимости, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях;
- сроки исполнения предписания.
Форма предписания приведена в Приложении № 18.
2) Проект предписания оформляется руководителем мероприятия, и выносится на рассмотрение председателю КСП, установленном Регламентом КСП.
При выявлении в ходе контрольного мероприятия фактов нарушения требований законов и иных нормативных правовых актов, по вопросам, входящим в компетенцию КСП МО Ширинский район, составляется протокол об административном правонарушении.
Оформление протокола об административном правонарушении осуществляется в следующем порядке:
1) Проект протокола об административном правонарушении составляется главным инспектором КСП МО Ширинский район в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Форма протокола об административном правонарушении приведена в Приложении № 19.
2) Проект протокола об административном правонарушении составляется на основании выводов по окончательно классифицированным нарушениям, отраженным в отчете.
3) Проект протокола об административном правонарушении направляется председателю КСП МО Ширинский район для проведения процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ.
Обращение в правоохранительные органы направляется в случаях:
1) выявления фактов, указывающих на признаки составов преступлений;
2) иных случаях, определенных соглашениями о взаимодействии с правоохранительными органами.
Обращение в правоохранительные органы оформляется в виде письма с приложением материалов контрольного мероприятия.