Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 1 «Порядок организации методологического обеспечения деятельности контрольно счетной палаты муниципального образования Ширинский район»
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 1 «Порядок организации методологического обеспечения деятельности контрольно счетной палаты муниципального образования Ширинский район»
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 1 «Порядок организации методологического обеспечения деятельности контрольно счетной палаты муниципального образования Ширинский район» (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Положением о контрольно-счетном органе муниципального образования Ширинский район.
1.2. Настоящий Стандарт предназначен для регламентации методологического обеспечения деятельности контрольно счетной палаты муниципального образования Ширинский район (далее ‑ КСП), осуществляемого путем формирования системы стандартов и методических документов КСП.
1.3. Настоящий Стандарт устанавливает:
требования к содержанию стандартов и методических документов КСП;
порядок подготовки, согласования, утверждения и введения в действие стандартов и методических документов КСП;
порядок внесения изменений в стандарты и методические документы КСП и признания их утратившими силу.
2. Методологическое обеспечение деятельности КСП
2.1. Методологическое обеспечение деятельности КСП осуществляется в целях формирования и совершенствования системы внутреннего методического регулирования деятельности КСП, способствующей качественному выполнению задач, возложенных на КСП, повышению уровня эффективности его контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
2.2. Методологическое обеспечение деятельности КСП заключается в создании единой системы взаимоувязанных стандартов и методических документов, обеспечивающих всесторонний контроль за исполнением бюджета муниципального образования Ширинский район с учетом всех форм и видов деятельности КСП.
2.3. Решение задач методологического обеспечения в КСП осуществляется путем:
разработки стандартов и методических документов;
использования результатов деятельности научно-методического и учебно-методического советов Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, а также научно-методической комиссии Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия;
анализа применения стандартов и методических документов КСП в ходе осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности;
использования законодательства Российской Федерации, Республики Хакасия, нормативных правовых актов Совета депутатов муниципального образования Ширинский район, методологических материалов, регламентирующих контрольно-ревизионную и экспертно-аналитическую деятельность других контрольно-счетных органов, а также обобщения опыта методологического обеспечения деятельности и практического опыта контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
2.4. Общее руководство методологическим обеспечением деятельности КСП осуществляют Председатель КСП.
Методологическое обеспечение деятельности КСП осуществляют:
аудитор, инспектор КСП, которые разрабатывают методические документы по проведению контрольных мероприятий с учетом специфики их содержания и направлением деятельности; проводят лингвистическую и правовую экспертизу стандартов и методических документов, утверждаемых Председателем КСП, а также формирует и обновляет архив нормативных и методических документов КСП.
3. Виды документов по методологическому обеспечению деятельности КСП, основные требования к их содержанию
3.1. Документы по методологическому обеспечению деятельности КСП разделяются на стандарты и методические документы.
3.2. Стандарты устанавливают правила, руководящие принципы и характеристики осуществления различных форм и видов деятельности КСП для достижения оптимальной степени ее упорядоченности.
В КСП действуют стандарты организации деятельности КСП (СОД) и стандарты внешнего муниципального финансового контроля (СФК), осуществляемого КСП.
Стандарты организации деятельности КСП устанавливают принципы, правила и требования к организации планирования работы КСП и подготовке отчетов о ее работе, осуществлению взаимодействия КСП с другими контрольными органами и т.п.
Стандарты внешнего финансового контроля устанавливают принципы и правила осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП.
Стандарты являются обязательными к исполнению всеми должностными лицами и иными сотрудниками КСП.
3.3. Методические документы содержат описание способов реализации положений стандартов и иных нормативных документов КСП или отдельных процедур осуществления видов деятельности КСП.
Методические документы делятся на общие и специализированные.
Общие методические документы разрабатываются для применения в КСП и регламентируют общие вопросы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП.
Специализированные методические документы разрабатываются в дополнение или развитие положений общих методических документов для регулирования отдельных вопросов осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП и/или для применения в рамках содержания одного или нескольких направлений деятельности КСП.
В КСП разрабатываются и применяются следующие виды методических документов:
методика - документ, содержащий описание различных способов реализации положений нормативного документа или осуществления отдельных видов деятельности в КСП;
методические рекомендации - документ, содержащий описание рекомендуемых для выполнения способов реализации положений нормативных документов или осуществления отдельных видов деятельности КСП.
Наряду с разработанными методическими документами КСП могут применяться методические документы Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия, рассмотренные и утвержденные в КСП.
3.4. Стандарты и методические документы КСП должны отвечать следующим основным требованиям:
законности - документ не должен содержать положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, Республики Хакасия и нормативным правовым актам Совета депутатов муниципального образования Ширинский район;
целесообразности - документ должен соответствовать поставленным целям его разработки;
четкости и ясности - в документе должна быть обеспечена однозначность понимания изложенных в нем положений;
логической стройности - должны быть обеспечены последовательность и целостность изложения положений;
полноты - в одном документе должен быть максимально полно охвачен регламентируемый им предмет;
преемственности и непротиворечивости - должны быть обеспечены взаимосвязь и согласованность с ранее принятыми документами, должно отсутствовать дублирование их положений;
единства терминологической базы - должна быть обеспечена одинаковая трактовка применяемых терминов.
3.5. Стандарт и методический документ должны иметь следующую структуру:
титульный лист;
содержание (перечень разделов с указанием номеров страниц текста);
общие положения (раздел, в котором отражается необходимость данного документа, дается определение его основных терминов и понятий, описываются сфера и объекты применения, цели и задачи, а также взаимосвязь с другими документами);
содержание документа (сущность рассматриваемых проблем, определение основных принципов и методов, технических приемов решения вопросов, рассматриваемых в документе);
перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при выполнении процедур, определенных методическим документом (при необходимости);
приложения - таблицы, графические материалы, формы и т. п. (при необходимости).
3.6. Стандарты и методические документы должны иметь реквизиты, которые состоят из: номера - порядкового кода данного документа;
даты вступления в силу (при необходимости);
названия - краткого и четкого изложения того, что регламентирует документ;
даты и указания, кем утвержден документ.
4. Организация разработки стандартов и методических документов КСП
4.1. Разработка стандартов и методических документов КСП осуществляется исходя из необходимости методического регулирования определенных форм и видов деятельности КСП.
4.2. Руководство организацией разработки стандартов и методических документов КСП в зависимости от их видов осуществляет Председатель КСП.
4.3. Разработчиками стандартов и методических документов КСП в зависимости от их назначения могут являться:
Председатель КСП и инспекторы КСП;
аудиторы КСП;
рабочие группы из числа сотрудников КСП. Порядок деятельности таких рабочих групп определяется соответствующими распоряжениями Председателя КСП.
4.4. Разработка стандартов и методических документов осуществляется в следующей последовательности:
обоснование необходимости разработки стандарта или методического документа в установленном порядке;
разработка проекта документа;
рассмотрение и согласование проекта документа, координацию данной работы осуществляет Председатель КСП;
осуществление лингвистической и правовой экспертизы проектов стандартов и методических документов до представления их на рассмотрение Председателю КСП;
представление согласованного проекта документа на утверждение и утверждение документа в установленном порядке.
4.5. Непосредственно разработка проекта стандарта или методического документа может включать в себя следующие процедуры:
сбор необходимой информации, ее изучение и обобщение;
подготовку исполнителем проекта документа;
рассмотрение проекта документа Председателем КСП и внесение им возможных замечаний и предложений;
доработку исполнителем проекта документа с учетом замечаний и предложений и подготовку при необходимости пояснительной записки к проекту документа.
В пояснительной записке к проекту документа должны содержаться следующие сведения:
характеристика предмета регламентации и концепция документа;
краткое обоснование и разъяснение основных положений проекта документа;
сведения о взаимосвязи документа с другими документами КСП;
перечень основных документов и других источников информации, использованных при разработке проекта документа;
предложения в случае необходимости о внесении изменений в другие документы КСП, противоречащие проекту разработанного документа, или признании этих документов утратившими силу;
иная необходимая информация.
4.6. По результатам рассмотрения проекта стандарта или методического документа Председатель КСП принимает решение об утверждении или отклонении документа, либо иное решение, связанное с необходимостью его доработки.
4.7. В случае принятия решения о необходимости доработки проекта документа, исполнителем осуществляется его доработка с учетом замечаний и предложений.
После рассмотрения доработанного проекта документа Председатель КСП принимает решение об утверждении документа.
4.8. Стандарт и (или) методический документ КСП вступает в силу с даты его утверждения Председателем КСП, если в тексте документа или распоряжении Председателя КСП о его утверждении не предусмотрено иное.
Срок действия документа не ограничивается, за исключением случаев, когда это обусловлено временным характером действия документа, указанным в его наименовании или в тексте.
4.9. Копии всех утвержденных стандартов и методических документов КСП на бумажных и электронных носителях размещаются в архиве КСП и на сайте КСП.
5. Внесение изменений в стандарты и методические документы КСП и признание их утратившими силу
5.1.Внесение изменений в стандарты и методические документы КСП осуществляется в целях поддержания соответствия методологического обеспечения деятельности КСП потребностям внешнего муниципального финансового контроля.
5.2. Разработчик анализирует и обобщает предложения о внесении изменений в стандарт или методический документ, поступившие от Председателя, аудиторов и (или) инспекторов КСП. В составе предложений может быть представлен проект пересматриваемого стандарта или методического документа.
5.3. Внесение изменений в стандарт или методический документ КСП осуществляется, если необходимо:
более точно регламентировать или детализировать процессы осуществления различных форм и видов деятельности КСП;
привести документ в соответствие с вновь принятыми законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия и Совета депутатов муниципального образования Ширинский район;
устранить дублирование или противоречия положений документа с новыми документами, утвержденными в КСП;
исключить ссылки на документы КСП, которые признаны утратившими силу;
исправить опечатки, ошибки или иные неточности, обнаруженные в стандарте или методическом документе КСП после его утверждения;
в иных случаях.
5.4. Необходимость внесения изменений в стандарт или методический документ КСП или признания его утратившим силу определяется по результатам проверок актуальности документа и мониторинга его применения, которые осуществляются должностными лицами КСП, в компетенции которых находятся вопросы регламентируемые документом.
В ходе проверки актуальности стандарта или методического документа КСП определяется его соответствие законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Хакасия и Совета депутатов муниципального образования Ширинский район, а также документам КСП, принятым после утверждения данного документа.
В ходе мониторинга применения стандарта или методического документа КСП определяется соответствие результатов его применения задачам, поставленным в данном документе, устанавливается наличие проблем и недостатков, возникающих при его практическом применении, а также выявляется необходимость дополнительной регламентации сферы действия данного документа.
5.5. Проверка актуальности стандарта или методического документа КСП проводится по мере необходимости, связанной с изменением законодательства Российской Федерации, Республики Хакасия и нормативных правовых актов Совета депутатов муниципального образования Ширинский район, а также нормативных документов КСП.
Если в ходе проверки актуальности стандарта или методического документа КСП, установлена необходимость внесения изменений в данный документ, сотрудником КСП, установившим необходимость внесения корректив в данный документ, на имя Председателя КСП готовится аргументированное предложение о внесении таких изменений. При принятии соответствующего решения им готовит проект предлагаемых изменений в стандарт или методический документ КСП. При необходимости одновременно с внесением изменений в стандарт или методический документ КСП вносятся изменения во взаимосвязанные с ним документы или принимается решение о признании этих документов утратившими силу.
Изменения в стандарты и методические документы вносятся в установленном порядке на рассмотрение Председателя КСП.
5.6. Стандарт или методический документ КСП может быть признан утратившим силу в случаях, если:
документ не соответствует вновь принятым законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Хакасия, Совета депутатов муниципального образования Ширинский район;
взамен данного документа утвержден новый документ КСП;
положения документа включены в другой утвержденный документ КСП;
изменились отдельные формы или виды деятельности КСП, регламентируемые данным документом;
истек срок действия документа;
в иных обоснованных случаях.
5.7. Стандарт или методический документ КСП подлежит признанию утратившим силу в случае, если объем вносимых в него изменений превышает 50 процентов его текста, а также в случае необходимости существенного изменения его структуры. В этом случае взамен действующего разрабатывается новый документ, в котором указывается, взамен какого документа он разработан.
Разработка нового стандарта или методического документа осуществляется в соответствии с процедурами, установленными в пункте 4.5. настоящего Стандарта.
5.8. Решение о внесении изменений в стандарт или методический документ КСП или признании его утратившим силу принимается Председателем КСП.
Изменения, внесенные в стандарт или методический документ КСП, вступают в силу, или документ признается утратившим силу с даты утверждения, если в распоряжении Председателя КСП не предусмотрено иное.