- Главная
- КСП
- Отчеты о работе КСП
- Отчет о работе КСП за 2022 год
Отчет о работе КСП за 2022 год
ОТЧЕТ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИРИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2022 ГОД.
с. Шира
2023 год
Общие положения
Настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район за 2022 год подготовлен и представляется Совету депутатов муниципального образования Ширинский район в соответствии с частью 2 ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ ««Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования Ширинского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29.04.2022 г. № 270. В отчете отражена деятельность контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район (далее - контрольно-счетная палата) по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в 2022 году.
Вводная часть.
В современных условиях развитие муниципального финансового контроля предопределяется необходимостью повышения эффективности управления, задачами реформирования сектора экономики, включая бюджетный процесс и всей системы управления муниципальными финансами в целом. С учетом этих обстоятельств, роль муниципального финансового контроля заключается не только поддержании законности и целевого использования бюджетных средств, а также в выявлении резервов роста эффективности и результативности расходов бюджета, обеспечении успешной стратегии управления.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль неотъемлемой частью финансов. Поэтому на современном этапе происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и оценки его значений.
Финансовый контроль является одной из важнейших функций процесса управления финансами, обеспечивает надежное функционирование финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует финансовой безопасности.
С учетом выше изложенного контрольно-счетные органы играют важную роль в деятельности органов местного самоуправления, основной задачей которых является осуществления контроля за соблюдением законности в ходе исполнения бюджета, контроль за рациональным и эффективным использованием бюджетных средств и имущества.
Контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район создана 01.01.2006 года
Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29.04.2022 г. № 269- Контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район наделена правами юридического лица.
В соответствии с Решением Совета депутатов контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образованна в целях контроля, за исполнением бюджета муниципального образования Ширинский район, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности муниципального образования.
Контрольно-счетная палата входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования, является юридическим лицом- муниципальным казенным учреждением и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.03.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казенным учреждениям.
Полномочия контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального контроля, определены Федеральным законом от 07.02.2011 г № 6-ФЗ. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетного кодекса РФ, Уставом, Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования Ширинского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29.04.2022 г. № 270.
В целях обеспечения сбалансированности, комплексности и достаточности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также востребованности их результатов, план работы контрольно-счетной палаты на 2022 год был сформирован на основе анализа информации и определения приоритетных направлений контроля, а также предложений главы муниципального образования Ширинский район, Совета депутатов муниципального образования Ширинский район.
Планирование деятельности КСП на 2022 год осуществлялось исходя из трудовых ресурсов, необходимости соблюдения процедур и сроков проведения мероприятий по формированию и исполнению бюджета района и поселений, установленных бюджетным законодательством, полномочий, предусмотренных Положением о КСП и опытом работы.
Основными направлениями деятельности контрольно-счетной палаты, как органа муниципального финансового контроля, является предварительный, текущий и последующий контроль, за исполнением бюджета муниципального образования Ширинский район контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район (далее – КСП) за 2022 год подготовлен в соответствии с ст. 20 Положения о Контрольно-счетной палате – о ежегодном представлении Совету депутатов муниципального образования Ширинского района отчета о деятельности КСП.
Организация работы контрольно-счетной палаты строится на укреплении и развитии основополагающих принципов: законности, эффективности, независимости, ответственности и гласности, а также является полноправным участником бюджетного процесса в районе, наделенным полномочиями по контролю за эффективным использованием средств района и муниципальной собственности.
В отчете представлены основные итоги деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район за отчетный период, результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, дан анализ работы по другим направлениям деятельности: организационной, информационной, методической.
Компетенция контрольно-счетной палаты в отчетном периоде определялась Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом муниципального образования Ширинский район, а также Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования Ширинский район и иными муниципальными правовыми актами.
Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, подготовка на основе их результатов предложений по устранению выявленных нарушений, совершенствованию бюджетного процесса и системы управления муниципальной собственностью являются основными направлениями работы КСП.
В отчетном периоде деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район на 2022 год,
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, текущего и последующего контроля, составляет единую систему контроля КСП за формированием и исполнением бюджета муниципального района.
На стадии предварительного контроля в отчетном году осуществлялась экспертиза проектов бюджета муниципального района на 2023 год, и плановый период 2024 и 2025 годы
На стадии текущего контроля проводится ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета района за 2022 год.
На стадии последующего контроля проведены проверки годовых отчетов об исполнении районного бюджета за 2021год, а также контрольные мероприятия по вопросам использования бюджетных средств и поступления средств в бюджет муниципального района от управления и распоряжения собственностью района.
Муниципальный контроль обеспечивает предоставление обществу объективной и достоверной информации об использовании муниципальных ресурсов, повышает ответственность органов местного самоуправления за законностью и эффективностью управления бюджетными средствами и имуществом на муниципальном уровне.
В ходе выполнения плана в отчетном периоде КСП проведено 17 мероприятий, в том числе 6 контрольных и 11 экспертно-аналитических мероприятий.
Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, по расходам бюджета муниципального образования Ширинский район составил 2973631,8 т.руб.
Выявлено нарушений и недостатков, всего 817766,5 т.руб., в том числе:
- неэффективное использование бюджетных средств 995,0 т.руб.;
- нарушение при формировании и исполнении бюджетов 495297,9 т.руб.;
-нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности 321473,6 т.руб.;
Устранено финансовых нарушений на сумму 17659,2 т.руб.
Контрольная деятельность.
В 2022 году контрольные мероприятия проводились в органах местного самоуправления и учреждениях, получающих и использующих средства республиканского бюджета и бюджета района, а также использующих имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Основными направлениями контрольной деятельности в 2022 году являлись мероприятия, проводимые в рамках осуществления контроля:
- за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных главным распорядителям и получателям бюджетных средств на выполнение возложенных на них полномочий;
- за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений;
- за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В отчетном году деятельность контрольно-счетной палаты была направлена на обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышения эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов, выявление и предотвращение причин нарушений и злоупотреблений при использовании средств бюджета муниципального образования Ширинский район.
В 2022 году проведено 6 контрольных мероприятий. По результатам контрольных мероприятий подготовлено два акта и 4 заключения.
Аудит в сфере закупок осуществлялся, как правило, в рамках проведения каждого контрольного мероприятия.
Краткая характеристика контрольных мероприятий проводимых в 2022 году. «Проверка системы оплаты труда руководителей образовательных учреждений в муниципальном образовании Ширинский район за 2021 год».
Целью контрольного мероприятия являлось определение законности установления оплаты труда руководящим работникам образовательных учреждений муниципального образования Ширинский район.
Объекты контрольного мероприятия: Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район и подведомственные муниципальные бюджетные общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения (в количестве 29 учреждений).
Проверяемый период: 2021 год.
В ходе проверки контрольно-счетная палата сделала следующие выводы.
1.В нарушение п.4.1. Постановления Правительства Республики Хакасия «Об утверждении методических рекомендаций по переходу муниципальных образовательных организаций Республики Хакасия на новую систему оплаты труда» от 24.05.2011 г. №288 (ред. от 30.08.2019 г.) органом местного самоуправления не утверждены размеры базовых окладов работников в 2019 г.
2. Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район не предоставлен приказ на объем средств централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений на финансовый год. То есть, объем средств централизованного фонда руководителей не установлен.
Предложения:
Контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район предлагает Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район:
1.Пересмотреть баллы, которые определяются на основе объемных показателей деятельности учреждений по группе оплаты труда руководителей для установления должностных окладов руководителей;
2. Пересмотреть коэффициенты для общеобразовательных и дошкольных учреждений, установить коэффициенты пропорционально от группы к группе по оплате труда руководителей.
3. Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район подготовить расчет и определить сумму денежных средств необходимых для формирования фонда оплаты труда с учетом доплаты до МРОТ в образовательных учреждениях, предложения направить в правительство Республики Хакасия.
4. Утвердить постановление по оплате труда руководителей образовательных учреждений муниципального образования Ширинский район.
На основании проверки, администрацией муниципального образования Ширинский район, были разработаны и утверждены с учетом предложений КСП, постановление от 08.04.2022 г. № 93 «Об утверждении положения об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования Ширинский район» и постановление от 08.04.2022 г. № 92 «Об утверждении положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Ширинский район»
«Проверка законности, результативности, эффективного использования бюджетных средств, муниципального имущества и аудит в сфере закупок в Финансовом управлении администрации муниципального образования Ширинский район за 2020 г., 2021 г.».
Целью контрольного мероприятия является проверка законности, эффективности и целевого использования средств районного бюджета и муниципального имущества.
Объекты контрольного мероприятия: Финансовое управление администрации муниципального образования Ширинский район.
Проверяемый период: 2020 г.,2021 г.
В ходе проверки контрольно-счетная палата сделала следующие выводы.
1. В нарушение п. 34 БК РФ является не эффективным использованием бюджетных средств:
-оплата штрафов за нарушение законодательства. в 2020 г. на сумму 29,8 т.руб.;2021г. на сумму 44,1 т.руб..
3. При проверке оплаты труда в Управлении установлены следующие нарушения и не соответствия:
при оформлении трудовых отношений с работниками допущены нарушения действующего законодательства:
- в нарушение ст. 57 ТК РФ, в трудовые договора не включены условия оплаты труда: доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Предложения:
контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район в целях соблюдения бюджетного законодательства предлагает Финансовому управлению администрации муниципального образования Ширинский район проанализировать результаты контрольного мероприятия, принять действенные меры по устранению причин и условий, способствовавших отмеченным недостаткам и нарушениям с целью исключения подобных фактов в дальнейшем:
- в целях соблюдения единой методологии бюджетного учета и требований к бухгалтерскому учёту: регистры бухгалтерского учёта оформлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте;
- принять меры в части урегулирования кредиторской и дебиторской задолженности;
- исключить факт не эффективного использования бюджетных средств в соответствии со ст.34 БК РФ.
По итогам проведенных проверок подготовлены соответствующие документы (акты, справки, заключения), которые представлены в прокуратуру.
Одним из важнейших контрольных мероприятий в 2022 году являлось проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Ширинский район за 2021 год и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
Целью подготовки заключения на годовой отчет является определение полноты исполнения бюджета по объему и структуре доходов, своевременности и полноты использования расходных обязательств бюджета по сравнению с показателями, утвержденными решением о бюджете. Привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета. Установление законности, целевого назначения и эффективности использования средств бюджета. Оценка соответствия местного бюджета принципам открытости, гласности и социальной направленности.
1. Проект решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район «Об исполнении бюджета муниципального образования Ширинский район за 2021 год» и отдельных приложений к нему соответствует требованиям статьи 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Доходная часть районного бюджета исполнена в сумме 1226722,7 т.руб. или на 95,3 % к уточненным плановым назначениям, расходная часть на 1208380,4 т.руб. или на 82,9% к уточненным плановым назначениям, профицит бюджета составил 18342,3 т.руб.
Исполнение доходной части районного бюджета обеспечено на 75 % безвозмездными поступлениями, которые составили 917369,1 т.руб. и 25% неналоговыми и налоговыми платежами в сумме 309353,6 т.руб.
Таким образом, из представленных данных видно, что в доходах районного бюджета доля собственных доходов значительно меньше доли финансовой безвозмездной помощи вышестоящего бюджета.
Следует отметить, что анализ предоставления финансовой помощи из республиканского бюджета за последние годы свидетельствует о тенденции изменения структуры финансовой помощи из республиканского бюджета: уменьшается доля без целевой финансовой помощи в общем объеме безвозмездных поступлений, при этом ассигнования, имеющие целевую направленность, напротив, увеличиваются.
КСП отмечает, принятые бюджетные обязательства в сумме 1286717,7 т.руб. меньше утвержденных бюджетных назначений, утвержденных решением Совета депутатов от 29.12.2020 г. № 173 (ред. от 29.12.2021 г. № 231) в сумме 1456948,2 т.руб., отклонение составляет 170230,5 т.руб. (Доведенные бюджетные назначения не использованы в полной мере).
3. В 2021 году финансирование расходов бюджета осуществлялось в рамках программных и не программных расходов. Процент исполнения программных расходов по всем муниципальным программам за 2021 год составил 79,8 %. Фактическая доля муниципальных программ в общем объеме расходов бюджета составила 79 %.
4. Муниципальный долг в муниципальном образовании на 1 января 2022 года отсутствует. Сведения о состоянии муниципального внутреннего долга муниципального образования, отраженные в отчете об исполнении бюджета муниципального образования на 01.01.2022 года соответствуют данным муниципальной долговой книги муниципального образования Ширинский район.
5. В нарушение ст.65 Бюджетного кодекса РФ (формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов) имеется на 01.01.2022 г. кредиторская задолженность по обязательствам муниципального образования в сумме 74477,7т. руб.
Дебиторская задолженность муниципального образования Ширинский район на 01.01.2022 г. составила в сумме 66889,7 т.руб.
Также КСП отмечает, в составе Баланса ф.0503130 представлена «Справка о наличии имущества и обязательств на за балансовых счетах». В данной справке за проверяемый период отнесена задолженность, признанная сомнительной, безнадежной к взысканию на за балансовый счет 04 «Сомнительная задолженность» в сумме 58394,5 т.руб.
6. В нарушение ст.34 БК имеет место неэффективное использование бюджетных
средств на сумму 788,3 т.руб. (оплата штрафов за нарушение законодательства).
Анализ соблюдения бюджетного законодательства при организации исполнения бюджета муниципального образования Ширинский район в 2021 году установил, что система исполнения бюджета муниципального образования соответствовала требованиям действующего законодательства.
По результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС установлено, что представленные Отчеты об исполнении бюджета главных администраторов бюджетных средств являются достоверными.
В ходе внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС за 2021 год выявлены нарушения и недостатки:
- требования Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н;
- требования Инструкции 162н в части учета утвержденных бюджетных назначений.
Анализ бюджетной отчетности за 2021 год выявил нарушения главных администраторов средств муниципального бюджета на сумму 252202,4 т.руб.
В результате внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС существенных искажений не установлено. Фактов, способных негативно повлиять на достоверность бюджетной отчетности, не выявлено.
По результатам внешней проверки Отчета муниципального образования Ширинский район об исполнении бюджета муниципального образования за 2021 год контрольно-счетная палата предлагает главным администраторам средств муниципального бюджета:
- повысить качество планирования и исполнения налоговых и неналоговых доходов;
- администрации муниципального образования Ширинский район активизировать работу по взысканию дебиторской задолженности по доходам от использования муниципального имущества;
- установить Порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район в форме капитальных вложений в основные средства;
- пересмотреть показатели результативности целевых программ, увязав их с целевыми показателями;
- принять меры по соблюдению требований бюджетного законодательства в части выполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, установленных статьей 160.2-1 БК РФ, с учетом методических рекомендаций Минфина России по осуществлению указанных полномочий.
В целях соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования Ширинский район, качественного составления бюджетной отчетности Контрольно-счётная палата предлагает обеспечить:
- соблюдение установленных принципов бюджетной системы Российской Федерации и иных требований бюджетного законодательства;
- усилить методическую работу по вопросам соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования по расходам, качественного составления бюджетной отчетности.
В целях усиления контроля, за состоянием кредиторской задолженности, необходимо принять меры в части урегулирования просроченной кредиторской задолженности.
Перечисленные выше факторы свидетельствуют о необходимости финансовому управлению администрации муниципального образования Ширинский район и главным администраторам бюджетных средств, принять меры по усилению внутреннего финансового контроля.
В ходе проверки Отчета об исполнении районного бюджета за 2021 год фактов превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов, не установлено.
В целом представленная годовая отчетность является достоверной.
Внешней проверкой были охвачены три главных распорядителей средств:
-Управления промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрации муниципального образования Ширинский район;
- Совет депутатов муниципального образования Ширинский район;
- Управления культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации муниципального образования Ширинский район, в том числе сводную бюджетную отчетность: 7 бюджетных учреждений, 2 автономных учреждения.
Бюджетная отчетность по 6 ГАБС (Администрации муниципального образования Ширинский район, Управление по мобилизационной работе, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального образования Ширинский район, Управление сельского хозяйства, землепользования и экологии администрации муниципального образования Ширинский район, Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район, Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район проверена на состав, в соответствии с п.11.1 Приказа Минфина России от 28.12.2010 г. № 191н, замечаний по представленной отчетности нет.
По итогам проведенной внешней проверки у всех проверенных были выявлены отдельные факты не полноты, непрозрачности форм бюджетной отчетности, а также иные нарушения и недостатки, способные негативно повлиять на достоверность бюджетной отчетности в целом.
Отдельные выявленные нарушения и недостатки имеют системный характер и ежегодно выявляются в ходе проверок КСП контрольных мероприятий.
Например, такие как: - нарушения требований Инструкции №191н, №157н при заполнении форм бюджетной отчетности выявлены у всех объектов проверки.
В нарушении п.7 Инструкции № 191-н при сверке контрольных соотношений бухгалтерской отчетности и данных регистров бухгалтерского учета выявлены расхождения (не ведется учет по санкционированию расходов бюджета по счетам 500, не принимаются бюджетные, денежные обязательства).
Санкционирование расходов исключает вероятность принятия к финансированию платежей и затрат, не предусмотренных бюджетом, либо не обеспеченных доходами и источниками финансирования бюджетного дефицита.
Принимаемые меры по результатам проведенных контрольных мероприятий способствуют недопущению проверяемыми организациями и учреждениями финансовых нарушений в дальнейшем, а именно своевременное информирование депутатов Совета депутатов муниципального образования Ширинский район, органов исполнительной власти и местного самоуправления о результатах проверок, направление представлений КСП в адрес проверяемых организаций, направление материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
Из представленной по запросам КСП информации от проверенных организаций учреждений следует, что результаты проведенных контрольных мероприятий проверяемыми анализируются и в большинстве случаев разрабатываются и осуществляются мероприятия по выполнению соответствующих предложений и рекомендаций. Устраняются недостатки в организации и ведении бухгалтерского учета, вносятся коррективы в программные мероприятия, имеющие целью повышение отдачи от финансовых вложений и достижение заявленных целей.
Всего в отчетном году по результатам проведенных КСП контрольных мероприятий органами местного самоуправления района, иными получателями бюджетных средств устранено финансовых нарушений на сумму 17659,2 т.руб.
Необходимым условием результативности деятельности КСП является обеспечение постоянного контроля за устранением нарушений, отраженных в представлениях, а также за реализацией предложений и рекомендаций, данных в информационных письмах, направленных по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Данная работа осуществляется сотрудниками контрольно-счетной палаты в постоянном режиме.
Важной составляющей в деятельности КСП является постоянно проводимый анализ полученной информации об исполнении предложений, данных по результатам мероприятий. Нарушения срока предоставления информации о результатах рассмотрения представлений со стороны проверяемых не установлено.
Оценка контрольной деятельности контрольно-счетной палаты не может сведена исключительно к показателям, выраженным в денежном выражении. Особое место занимают результаты проверок, не имеющие суммового выражения, но представляющие интерес и особую значимость с точки зрения оценки социально- экономических результатов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Экспертно-аналитическая деятельность
В рамках предварительного контроля за формированием бюджета муниципального образования Ширинский район КСП подготовлено заключение по проекту бюджета на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годы проведен анализ о соответствии представленного проекта бюджета нормам действующего законодательства и обоснованности доходных и расходных статей бюджета
При формировании проекта решения о бюджете не выдержаны нормы БК РФ относительно предельного размера дефицита бюджета (ст. 92.1 БК РФ).
Проанализированы основные показатели прогнозов социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы.
Осуществлена проверка соответствия, представленных решений Совета депутатов муниципального образования Ширинский район, действующему законодательству.
В течение 2022 года контроль, за исполнением бюджета муниципального образования Ширинский район осуществляется на основании мониторингов в ходе исполнения бюджета муниципального образования Ширинский район.
По результатам осуществляемого контрольно-счетной палатой в течение 2022 года контроля за исполнением бюджета муниципального образования в Совет депутатов муниципального образования Ширинский район были направлены заключения на отчеты об исполнении бюджета за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2022 года, в которых представлен анализ данных по исполнению бюджета муниципального образования.
Проводилась экспертиза решений Совета депутатов муниципального образования Ширинский на внесение изменений в бюджет 2022 года.
Согласно, утвержденного плана на работы контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район на 2022 год проведено совместное с Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ расходования бюджетных средств, направленных в 2020-2021 годах на мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях».
Контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район при проверке экспертно-аналитического мероприятия «Анализ расходования бюджетных средств, направленных в 2020-2021 годах на мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях» установила:
- организация бесплатного горячего питания обучающихся 1-4 классов соответствует нормативным документам;
- в образовательных учреждениях муниципального образования Ширинский район охват горячим питанием обучающихся 1- 4 классов составил 100 %, предоставленные бюджетные средства освоены в полном объеме, израсходованы по целевому назначению и в целом эффективно;
- в муниципальной программе «Развитие образования в муниципальном образовании Ширинский район», утвержденной Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 25.12.2017 № 270 (ред. от 03.11.2020 г. № 214, от 28.02.2022 г. № 51, от 10.10.2022 г. № 309) не произведена разбивка субсидии на реализацию программных мероприятий по предоставлению горячего питания учащихся 1-4 классов по видам бюджетов и по категориям учащихся (предшкольного возраста, учащихся 5 – 11 классов, учащихся 1-4 классов)
- в нарушение п. 4 ст. 37 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ и п. 4.1.2 Постановления Правительства РХ от 27.10.2015 г. № 556 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия» не предоставлен нормативный документ, утверждающий порядок организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях. Ширинского района.
- при проверке соответствия данных технологических карт и данных Примерного десятидневного меню в образовательных учреждениях установлено отклонение превышающее 5 %.
В целях законности и эффективности использования средств бюджета, направленных на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район предлагает:
1) в муниципальной программе «Развитие образования в муниципальном образовании Ширинский район», утвержденной Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 25.12.2017 № 270 (ред. от 03.11.2020 г. № 214, от 28.02.2022 г. № 51, от 10.10.2022 г. № 309) произвести разбивку субсидии на реализацию программных мероприятий по предоставлению горячего питания учащихся 1-4 классов по видам бюджетов и по категориям учащихся (предшкольного возраста, учащихся 5 – 11 классов, учащихся 1-4 классов) для определения ожидаемых результатов и полноты достижения целевых показателей по организации бесплатного горячего питания обучающихся 1-4 классов;
2) привести образовательным учреждениям в соответствие данные Примерного десятидневного меню с данными Технологических карт;
3) в муниципальных программах предусмотреть показатели, позволяющие определить плановые и фактические расходы на питание одного учащегося в день (например, уровень посещаемости или количество дето – дней питания), что позволит оценить эффективность использования средств на организацию питания учащихся начальных классов;
4) предусмотреть образовательным организациям проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы пищеблоков и столовых в соответствии с СП 2.4.3648-20 в программах развития учреждений;
5) Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район в связи с тем, что разработка меню школьного питания - процесс трудоемкий, требующий определенного навыка и знаний, разрабатывается согласно рекомендациям по организации школьного питания, утвержденными санитарными правилами, которые направлены на организацию формирования принципов здорового, рационального и сбалансированного питания, КСП предлагает ввести специалиста по организации питания.
Результаты экспертно-аналитических мероприятий, направленные на выявление неиспользованных возможностей пополнения доходов бюджета района и устранение имеющихся недостатков в расходной части бюджета отражены в заключениях КСП и представлены в представительные органы.
Организационно-методическая и информационная деятельность.
В связи с вступлением 30.09.2021 года в силу основных положений Федерального закона №255 –ФЗ контрольно-счетная палата реализуя полномочия, представленные ему как органу местного самоуправления, в ноябре 2021 года начата работа о наделении органа внешнего муниципального финансового контроля статусом юридического лица и данный статус был присвоен 28.06.2022 года.
В отчетном периоде контрольно-счетная палата направила в Совет депутатов муниципального образования Ширинский район предложения для разработки и утверждения нового положения о контрольно-счетной палате, которое было утверждено Решением Совета депутатов 29.04.2022 г. №270. В новом положении уточнен перечень полномочий контрольно-счетной палаты, повышены квалификационные требования к лицам, претендующим на назначения на должность председателя контрольно-счетной палаты, установлены ограничения по вопросам продления сроков исполнения представлений, уточнены требования к разработке стандартов внешнего муниципального контроля.
В 2022 году обновлена методическая база, разработаны и утверждены новые стандарты внешнего муниципального финансового контроля. В связи с созданием юридического лица и приведением в соответствии к действующему законодательству подготовлен и утвержден ряд локальных нормативных актов о деятельности контрольно-счетной палаты.
В соответствии с требованиями Федеральных законов от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской федерации и муниципальных образований» в 2022 году опубликованы материалы о деятельности КСП на сайте Администрации муниципального образования Ширинского района в информационно - телекоммуникационной сети Интернет и опубликованы в газете «Ширинский вестник», социальных сетях открыта страничка контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район https://vk.com/ksp_shira.
Информация о результатах всех проведенных контрольных мероприятий своевременно направлялась в Совет депутатов и Главе муниципального образования Ширинский район.
В целях организации эффективной работы по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере и, исходя из необходимости обеспечения совместной согласованной деятельности в этой сфере, в 2022 году действовали соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между контрольно-счетной палатой муниципального образования Ширинский район и Ширинской прокуратурой, муниципальным отделом МВД России по Ширинскому району, Управлением Федерального Казначейства по Республики Хакасия.
На протяжении отчетного периода контрольно-счетная палата принимала участия в заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям и иным правонарушениям в сфере экономики в прокуратуре Ширинского района.
В 2022 году КСП осуществлялось постоянное взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия и Союзом МКСО в Сибирском федеральном округе. Принимали участие в семинарах- совещаниях муниципальных контрольно-счетных органов Республики Хакасия, на которых обсуждались наиболее важные вопросы деятельности контрольно-счетных органов, осуществлялся обмен опытом.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.07.2021 г. №255-ФЗ в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» принимали участие в веб-семинарах, организованными Союзом МКСО в Сибирском федеральном округе.
Получен доступ на образовательную платформу Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов в сети Интернет. На образовательной платформе размещено 36 курсов для самостоятельного изучения сотрудниками контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по таким темам, как стратегический аудит, аудит эффективности, аудит в сфере закупок, аудит здравоохранения и спорта, аудит транспорта, аудит социальной защиты и культуры.
Фактическая численность Контрольно-счетной палаты по состоянию на 01.01.2023 года составляет 2 человека. Все специалисты имеют специальное высшее образование.
В отчетном году председатель КСП прошла обучение по программе повышения квалификации (72 часа). Кроме повышения квалификации сотрудники принимали участие в вебинарах по различным вопросам деятельности органа внешнего муниципального контроля.
03.06.2022 года состоялись выборы председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район.
Сформирован и направлен комплект документов о включении контрольно-счетной палаты муниципального Ширинский район в Союз муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации. Решение о вступлении будет утверждено на Общем собрании членов Союза муниципальных контрольных органов.
Заключительная часть.
Порядок работы соответствовал утвержденному Регламенту, как в части организации собственной деятельности, так и в части работы с подразделениями администрации муниципального образования Ширинский район, Советом депутатов муниципального образования Ширинский район и контрольно-счетной палаты Республики Хакасия.
Полномочия в сфере осуществления внешнего муниципального финансового контроля, возложенные на контрольно-счетную палату, выполнены. В процессе реализации задач контрольно-счетная палата осуществляла экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность, обеспечивая единую систему контроля, за принятием и исполнением бюджета муниципального образования Ширинский район, использованием муниципального имущества.
На основании вышеизложенного, в качестве направлений дальнейшего совершенствования деятельности контрольно-счетной палаты, считаем целесообразным определить на 2023 год реализацию следующих задач:
· Дальнейшая реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и БК РФ по проведению аудита (проверки) эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования средств местного бюджета:
· Анализ законности и эффективности использования муниципального имущества;
· Комплексные проверки результативности расходов, осуществляемых в рамках муниципальных программ;
· Проведение аудита в сфере закупок, включающего анализ обоснованности прогнозирования, планирования закупок, реализуемости и эффективности осуществления закупок, влияние закупок на достижения задач программно-целевого планирования;
· Совершенствование форм и методов контроля для повышения эффективности проверок.
· Осуществление предварительного, текущего и последующего контроля, за исполнением бюджета муниципального образования Ширинский район;
В связи с изменениями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в настоящее время возрастает роль внешнего муниципального контроля как ключевого участника бюджетного процесса и стратегического планирования, влияющего на формирование бюджетной политики муниципального образования.
Ориентируясь на вызовы времени и на Стратегию Счетной палаты РФ, контрольно-счетная палата должна своей деятельностью осуществлять поиск новых форм, способных повлиять на повышения качества системы муниципального управления.