Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Версия для слабовидящих
Администрация муниципального образования Ширинский район
официальный сайт
  • Главная
  • КСП
  • Стандарты
  • Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 2 «Общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия»

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 2 «Общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия»

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , Уставом Ширинского муниципального района (далее Устав), Положением о Контрольно-Счетной палате Ширинского муниципального района (далее – Положение о КСП), Регламентом Контрольно-Счетной Ширинского муниципального района (далее – Регламент КСП).
1.2. Стандарт разработан на основе Модельного стандарта внешнего государственного (муниципального) финансового контроля «Общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия» , с учетом Положения о методологическом обеспечении деятельности муниципального контрольно-счетного органа (модельного) , Стандарта внешнего муниципального финансового контроля (модельного) «Общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия» .
1.3. Целью Стандарта является установление требований, правил и процедур осуществления экспертно-аналитической деятельности Контрольно-Счетной палаты Ширинского муниципального района (далее – КСП).
1.4. Задачами Стандарта являются определение:
порядка организации и проведения экспертно-аналитического мероприятия;
общих процедур управления качеством экспертно-аналитического мероприятия;
порядка оформления, утверждения и направления результатов экспертно-аналитического мероприятия;
общих правил контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
1.5. Сфера применения Стандарта – реализация установленных законодательством Российской Федерации, Уставом, Положением о КСП полномочий в форме экспертно-аналитических мероприятий, а также осуществление контроля за результатами проведенных экспертно-аналитических мероприятий.
1.6. Соблюдение установленных требований, правил и процедур проведения экспертно-аналитических мероприятий КСП обеспечивается управлением качеством каждого экспертно-аналитического мероприятия от подготовки к его проведению до оформления и утверждения полученных результатов.
1.7. Для целей настоящего Стандарта используются следующие основные понятия:
экспертно-аналитическое мероприятие – проводимое в рамках установленной компетенции и в соответствии с планом деятельности КСП мероприятие, при проведении которого составляется заключение;
предмет экспертно-аналитического мероприятия – оценка и (или) анализ организации и осуществления бюджетного процесса муниципального образования, порядка формирования, управления и распоряжения средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности и иными ресурсами в пределах компетенции КСО, а также нормативное правовое регулирование в сфере экономики и финансов, в том числе влияющее на формирование и исполнение местного бюджета, в соответствии с программой экспертно-аналитического мероприятия. Предмет экспертно-аналитического мероприятия определяется на этапе формирования проекта плана деятельности КСО и отражается, как правило, в наименовании экспертно-аналитического мероприятия. Предмет экспертно-аналитического мероприятия в ходе его проведения изменению не подлежит. В целях проведения экспертно-аналитического мероприятия в рамках его предмета в соответствии со ст. 266.1. БК РФ определяются объекты экспертно-аналитического мероприятия;
руководитель экспертно-аналитического мероприятия – должностное лицо КСП, ответственное за проведение экспертно-аналитического мероприятия, осуществляющее организацию экспертно-аналитического мероприятия и общее руководство за его проведением и оформлением результатов, а также контроль за реализацией результатов экспертно-аналитического мероприятия;
руководитель рабочей группы – должностное лицо КСП, непосредственно осуществляющее руководство рабочей группой при проведении экспертно-аналитического мероприятия и оформлении его результатов ;
члены рабочей группы – должностные лица КСП, принимающие непосредственное участие в проведении экспертно-аналитического мероприятия и оформлении его результатов. В состав рабочей группы в порядке, установленном стандартами и локальными нормативными правовыми актами КСП, могут быть включены специалисты, эксперты, переводчики, не являющиеся должностными лицами КСП.

2. Организация экспертно-аналитического мероприятия

2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании плана деятельности КСП и распоряжения КСП о его проведении. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия, в том числе дата начала, завершения мероприятия, определяются в порядке, установленном КСП, с учетом временных ограничений, установленных бюджетным законодательством и Стандартом организации деятельности КСП, регулирующими вопросы организации и деятельности КСП.
Руководитель экспертно-аналитического мероприятия должен организовать, а руководитель рабочей группы обеспечить сбор и полноту информации, необходимой для проведения экспертно-аналитического мероприятия, с учетом имеющегося доступа к информационным ресурсам, а также имеющейся в КСП информации, документов и материалов.
Состав целей экспертно-аналитического мероприятия определяется с учетом необходимости полного охвата предмета экспертно-аналитического мероприятия, а также целесообразности исследования аспектов предметной области, характеризующихся повышенным уровнем риска, в том числе коррупционного характера.
2.2. В целях подготовки к проведению экспертно-аналитического мероприятия допускается направление запросов до начала экспертно-аналитического мероприятия, обеспечивается запрос информации, необходимой для организации экспертно-аналитического мероприятия, определения (уточнения) перечня объектов экспертно-аналитического мероприятия и формирования программы экспертно-аналитического мероприятия.
Запрашиваемая информация должна быть официальной и сопровождаться ссылкой на источник (официальная публикация, входящий номер сопроводительного письма и иные установленные нормативными правовыми актами официальные источники информации). Материалы, полученные из иных источников, используются по решению руководителя экспертно-аналитического мероприятия.
Запросы формируются по форме Приложения 1 к настоящему Стандарту и регистрируются в исходящей документации КСП в соответствии с Инструкцией по делопроизводству КСП .
2.3. В случае непредставления или несвоевременного представления по запросам КСП информации, документов и материалов, необходимых для проведения экспертно-аналитического мероприятия, руководителем рабочей группы по согласованию с руководителем экспертно-аналитического мероприятия составляется акт по факту непредставления или несвоевременного представления документов и материалов по запросу КСП по аналогии оформления акта, приведенного в СФК 1 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (приложение № 8 к СФК 1), а также определяется достаточность оснований для составления протокола об административном правонарушении.
2.4. В ходе подготовки к экспертно-аналитическому мероприятию руководитель экспертно-аналитического мероприятия обязан организовать разработку проекта распоряжения КСП о проведении экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 2),
Ответственным за разработку программы экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 3), содержащей предмет, цели и задачи (вопросы) экспертно-аналитического мероприятия, сроки начала и окончания проведения экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости на объекте(ах)), состав рабочей группы, сроки представления на рассмотрение и утверждение заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия, является руководитель экспертно-аналитического мероприятия. Подписанный руководителем экспертно-аналитического мероприятия проект программы направляется на утверждение Председателю КСП.
При необходимости руководитель экспертно-аналитического мероприятия может принять решение о разработке рабочего плана, детализирующего отраженные в программе задачи (вопросы) экспертно-аналитического мероприятия.
До начала экспертно-аналитического мероприятия направляется уведомление о проведении экспертно-аналитического мероприятия в адрес руководителя объекта экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 4). Уведомление регистрируется в исходящей документации КСП в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.
Документами, подтверждающими право должностных лиц КСО на проведение экспертно-аналитического мероприятия по месту нахождения и (или) осуществления деятельности объекта экспертно-аналитического мероприятия, являются:
уведомление в адрес объекта экспертно-аналитического мероприятия о проведении экспертно-аналитического мероприятия, сформированное в соответствии с распоряжением КСП о проведении экспертно-аналитического мероприятия и (при необходимости) программой экспертно-аналитического мероприятия;
служебное удостоверение.
2.5. С даты издания распоряжения КСП о проведении экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему экспертно-аналитическому мероприятию заводится дело (приложение к заключению о проведении экспертно-аналитического мероприятия, включающее – нормативные материалы, уведомления, запросы, ответы на запросы и т.д.) в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству КСП.
2.6. По каждой цели экспертно-аналитического мероприятия определяется перечень задач (вопросов), которые необходимо проанализировать в ходе проведения мероприятия. Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия, которые необходимо выполнить для достижения целей мероприятия. Вопросы должны быть существенными и важными для достижения целей мероприятия.
2.7. Численность членов рабочей группы, осуществляющих экспертно-аналитическое мероприятие непосредственно на объекте экспертно-аналитического мероприятия, должна составлять не менее двух человек.
2.8. При формировании, изменении состава рабочей группы следует учитывать возможность возникновения у должностных лиц КСП, привлеченных физических лиц (специалистов, экспертов, переводчиков) личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в отношении объекта экспертно-аналитического мероприятия. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения привлекаемые к экспертно-аналитическому мероприятию должностные лица КСП обязаны информировать руководителя КСП в установленном в КСП порядке.
2.9. В экспертно-аналитическом мероприятии не имеют права принимать участие должностные лица КСП, состоящие в близком родстве или свойстве с руководством объекта экспертно-аналитического мероприятия.
Запрещается привлекать к участию в экспертно-аналитическом мероприятии должностное лицо КСП, если оно в рассматриваемом в рамках экспертно-аналитического мероприятия периоде являлся штатным сотрудником объекта экспертно-аналитического мероприятия.
2.10. Если в ходе экспертно-аналитического мероприятия планируется получение и использование сведений, составляющих государственную тайну, то в таком экспертно-аналитическом мероприятии должны принимать участие должностные лица КСО, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне.

3. Проведение, оформление, утверждение и направление результатов экспертно-аналитического мероприятия

3.1. При проведении экспертно-аналитического мероприятия осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации о предмете экспертно-аналитического мероприятия, непосредственное исследование предмета экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с целями, задачами (вопросами). Экспертно-аналитическое мероприятие проводится по месту нахождения КСП с учетом имеющегося доступа к информационным ресурсам, с использованием имеющейся информации и материалов, получаемых по запросам, и (или), при необходимости, непосредственно по месту нахождения и (или) осуществления деятельности объектов экспертно-аналитического мероприятия.
К объектам экспертно-аналитического мероприятия не относятся органы (организации), которым в ходе экспертно-аналитического мероприятия направляются запросы в целях получения информации, необходимой для изучения деятельности объекта экспертно-аналитического мероприятия.
В процессе подготовки и проведения экспертно-аналитического мероприятия руководитель экспертно-аналитического мероприятия, руководитель и члены рабочей группы должны строить отношения с сотрудниками (работниками) объекта экспертно-аналитического мероприятия на основе взаимного доверия и уважения, проводить встречи для обсуждения вопросов, возникающих в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
3.2. В случае отказа сотрудников объекта экспертно-аналитического мероприятия в допуске рабочей группы на территорию и в помещения, занимаемые объектом экспертно-аналитического мероприятия, руководитель рабочей группы доводит до сведения руководителя объекта экспертно-аналитического мероприятия содержание статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» и составляет Акт по факту отказа в допуске на территорию и в помещения, занимаемые объектом экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 5), с указанием даты, времени, места, данных должностного лица, совершившего противоправные деяния.
3.3. В случаях выявления фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении должностными лицами, включенными в состав рабочей группы, должностных обязанностей при подготовке, проведении и оформлении результатов экспертно-аналитических мероприятий, принимается решение о проведении служебной проверки в установленном действующим законодательством порядке.
3.4. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с поручением руководителя экспертно-аналитического мероприятия или указанием руководителя рабочей группы могут направляться запросы. Запрос должен содержать указание на сроки его исполнения, определяемые с учетом установленного законом Республики Хакасия сроков и исходя из сроков проведения экспертно-аналитического мероприятия, производственной необходимости и оценки трудоемкости его исполнения должностными лицами объекта экспертно-аналитического мероприятия. Запрос вручается должностному лицу проверяемого органа (организации) любым доступным способом, позволяющим достоверно подтвердить факт его получения.
3.5. Составленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия членами рабочей группы аналитические записки (в разрезе задач (вопросов)) должны содержать полное описание фактов, отражаемых в соответствии с требованиями настоящего Стандарта к составлению заключения (отчета), позволяющие руководителю экспертно-аналитического мероприятия оценить их обоснованность, корректность и привести в итоговых документах, а также принять решение о подготовке материалов в правоохранительные органы или органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Привлеченные физические лица (специалисты, эксперты, переводчики) оформляют и подписывают заключение или иные документы, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами КСП, результаты которого(-ых) могут быть использованы при составлении проекта заключения (отчета) по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
3.6. Результаты экспертно-аналитического мероприятия отражаются в рабочей документации и оформляются заключением.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 6) составляется руководителем рабочей группы на основе аналитических записок членов рабочей группы в срок, установленный программой экспертно-аналитического мероприятия. Заключению присваивается реестровый (порядковый) номер и через дефис номер отдела.
3.7. Выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия отражаются обоснованы, аргументированы, предложения (рекомендации) основываться на выводах в заключении по результатам экспертно-аналитического мероприятия. Выводы должны быть.
Объем и содержание приведенных в заключении доказательств должны позволять сделать обоснованные, однозначные выводы. Обоснования (доказательства) должны излагаться логично и объективно, исключая субъективную оценку установленных фактов.
Обоснования (доказательства) могут быть получены путем выполнения следующих процедур:
инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов;
исследование – изучение финансовых и экономических показателей деятельности проверяемого объекта;
расчет (пересчет) – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах, либо выполнение проверяющими самостоятельных расчетов;
наблюдение – отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами;
интервью – способ получения информации, при котором интервьюер (руководитель экспертно-аналитического мероприятия, член рабочей группы) задает своим собеседникам вопросы и получает от них ответы;
опрос – способ выяснения мнения группы лиц по тем или иным вопросам;
анкетирование – метод получения информации по заранее составленному плану, отраженному в вопросах анкеты;
анализ и оценка полученной информации.
Обоснования (доказательства), полученные в ходе проведения опроса и анкетирования фиксируются в актах, анкетах, опросных листах и т.д. и являются документальными доказательствами; результаты обработки и анализа данных, содержащихся в анкетах и опросных листах, относятся к аналитическим доказательствам.
При формулировании выводов отражаются положительные аспекты (при наличии) в сфере предмета экспертно-аналитического мероприятия, содержание выводов не дублируется приведенным в соответствующем разделе заключения описанием результатов экспертно-аналитического мероприятия.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия подписывается руководителем экспертно-аналитического мероприятия, руководителем рабочей группы, членами рабочей группы и в установленном Регламентом КСП порядке представляется на рассмотрение (утверждение) председателю КСП.
3.8. При необходимости руководитель экспертно-аналитического мероприятия организует ознакомление руководителей объектов мероприятия с информацией об установленных признаках нарушений путем направления им выписок из заключения по результатам экспертно-аналитического мероприятия не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заключения с сопроводительным письмом, в котором указываются возможность и срок представления пояснений относительно таких сведений и фактов (Приложение 7).
3.9. В случае наличия у объекта экспертно-аналитического мероприятия пояснений руководитель экспертно-аналитического мероприятия в установленный срок подготавливает документ по результатам анализа пояснений, представленных объектом экспертно-аналитического мероприятия (далее – документ по итогам ознакомления с выписками) (Приложение 8).
Документ по итогам ознакомления с выписками включается в материалы экспертно-аналитического мероприятия.
3.10. Предложения (рекомендации) по результатам экспертно-аналитического мероприятия должны быть:
адресными – адресуются объекту экспертно-аналитического мероприятия, а также, при необходимости, иным органам (организациям), в компетенцию которых входит принятие соответствующий управленческих и иных решений;
обоснованными – логически следуют из выводов, опираются на результаты экспертно-аналитического мероприятия и согласуются с ранее направленными соответствующему органу (организации) предложениями (рекомендациями) и результатами их реализации;
конкретными и реализуемыми – в случае реализации в рекомендуемые сроки будут способствовать решению актуальных вопросов социально-экономического развития муниципального образования, формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, системным улучшениям в сфере муниципального управления и в иных сферах.
3.11. В порядке, установленном в КСП, может быть принято решение о необходимости доведения результатов экспертно-аналитического мероприятия помимо руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия до руководителей иных заинтересованных органов (в том числе правоохранительных) и организаций.
3.12. По решению, принятому Коллегией КСП, для доведения основных итогов экспертно-аналитического мероприятия до органов представительной и исполнительной власти муниципального района при необходимости направляется Заключение о проведении экспертно-аналитического мероприятия с сопроводительным письмом (Приложение 9), либо подготавливается Информационное письмо по результатам экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 10), которое подписывается Председателем КСП.
В информационном письме может быть изложена просьба об информировании КСП о результатах рассмотрения основных итогов контрольного мероприятия.
3.13. В случае выявления в ходе экспертно-аналитического мероприятия обстоятельств, указывающих на достаточность данных о наличии события административного правонарушения, бюджетного нарушения, необходимые материалы направляются в уполномоченные органы в установленном законодательством, Регламентом КСП, иными стандартами и локальными правовыми актами КСП порядке.
3.14. Достаточность данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, определяется руководителем экспертно-аналитического мероприятия в ходе экспертно-аналитического мероприятия по отдельным выявленным фактам либо при формировании итоговых документов экспертно-аналитического мероприятия в целом по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
В случае, если после выявления административного правонарушения необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, уполномоченное должностное лицо по согласованию с руководителем экспертно-аналитического мероприятия может принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, установленном законодательством, с учетом положений локальных нормативных правовых актов КСП.
3.15. По решению коллегии КСП информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия размещается в сети «Интернет» в порядке, установленном в Положении о КСП.
3.16. Ежеквартально информация о результатах проведенных экспертно-аналитических мероприятий представляется в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования.

4. Общие процедуры управления качеством
экспертно-аналитического мероприятия

4.1. Контроль качества проекта заключения по результатам экспертно-аналитического мероприятия осуществляется руководителем рабочей группы посредством оценки аналитических записок членов рабочей групп, используемых при составлении проекта заключения.
Руководитель структурного подразделения, в непосредственном подчинении которого находится руководитель рабочей группы, осуществляет контроль качества составленного руководителем рабочей группы проекта заключения по результатам экспертно-аналитического мероприятия (если руководитель структурного подразделения одновременно не является руководителем соответствующей рабочей группы).
Результаты контроля качества оформляются в соответствии с установленными в КСО правилами документооборота.
4.2. Контроль качества проекта заключения по результатам экспертно-аналитического мероприятия осуществляется с учетом установленных разделом 3 настоящего Стандарта требований к содержанию заключения.
4.3. В установленных (настоящим Стандартом или иным локальным правовым актом КСО) случаях после завершения процедур, предусмотренных п.4.1. настоящего Стандарта, проект заключения и проекты информационных писем по результатам экспертно-аналитического мероприятия направляются руководителем экспертно-аналитического мероприятия на согласование должностному лицу) КСП, осуществляющему правовое сопровождение деятельности КСП.

5. Общие правила контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам экспертно-аналитического мероприятия

5.1. Контроль за реализацией документов, подготовленных (направленных) по результатам экспертно-аналитического мероприятия, включает:
постановку предложений (рекомендаций) заключений, информационных писем на контроль;
мониторинг рассмотрения направленных материалов (информационных писем и обращений) правоохранительными органами;
мониторинг полноты и своевременности принятия мер по предложениям (рекомендациям) заключений, информационных писем;
мониторинг рассмотрения дел об административных правонарушениях.
5.2. Принятие решения о постановке на контроль (снятии с контроля) предложения (рекомендации), подготовленного (направленного) по результатам экспертно-аналитического мероприятия, принимается руководителем экспертно-аналитического мероприятия.
Результаты контроля за реализацией предложений (рекомендаций), подготовленных (направленных) по результатам экспертно-аналитического мероприятия, оформляются в соответствии с установленными Регламентом КСП правилами.
5.3. Достаточность принятых решений и мер по результатам выполнения объектами экспертно-аналитических мероприятий, органами, уполномоченными на рассмотрение направленных предложений (рекомендаций), определяется полнотой выполнения каждой рекомендации и принятых для ее выполнения решений и мер.
5.4. При анализе полученной информации и подтверждающих документов о принятых решениях и мерах по выполнению предложений (рекомендаций) осуществляется оценка своевременности, полноты, соответствия и достаточности принятых мер.
5.5. По итогам анализа информации о состоянии рассмотрения и степени реализации предложений (рекомендаций), принятых (запланированных) мер и решений, осуществляются:
признание предложений (рекомендаций) реализованными или реализованными частично;
признание утраты актуальности предложений (рекомендаций);
проработка дополнительных мер при необходимости выяснения причин нереализации (нерассмотрения), несвоевременной или частичной реализации предложений (рекомендаций).