Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 3 «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств»
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств» (далее – Стандарт) разработан во исполнение положений ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
1.2. При адаптации Стандарта учитываются положения Устава Ширинского муниципального района муниципального района (далее – Устав муниципального района), Положения о Контрольно-счетной палате Ширинского муниципального района (далее – Положение о КСП), Положения о бюджетном процессе в Ширинском муниципальном районе (далее – Положение о бюджетном процессе в муниципальном районе).
1.3. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (постановление Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 29.03.2022 № 2ПК), типовым стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)» (рекомендован решением Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 03.06.2015, протокол № 2-ПКСО), стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета», утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.04.2017 № 3ПК).
В случае внесения изменений в документы, указанные в пунктах 1.1., 1.2., 1.3. Стандарта (принятие их в новой редакции), Стандарт продолжает применяться с учетом соответствующих изменений (новой редакции).
Стандарт разработан на основе стандарта внешнего муниципального финансового контроля (модельного) «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств», утвержденного решением Президиума Союза МКСО (протокол заседания Президиума Союза МКСО от 01.12.2022 № 7 (88).
1.4. Стандарт относится к специальной группе стандартов. В части, неурегулированной данным стандартом, участникам внешней проверки необходимо руководствоваться действующими в контрольно-счетном органе стандартами, регламентирующими порядок проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.5. При организации и проведении проверки достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета, годового отчета об исполнении бюджета участники внешней проверки руководствуются:
– Бюджетным кодексом Российской Федерации;
– Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
– Положением о КСП;
– Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе;
– Уставом муниципального района;
– Федеральными законами, нормативными правовыми актами в зависимости от специфики объекта проверки и рассматриваемых вопросов;
1.6. Целью Стандарта является установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки Заключения Контрольно-счетной палаты Ширинского муниципального района по отчету об исполнении бюджета за истекший финансовый год (далее – Заключение КСП).
1.7. Задачи, решаемые Стандартом:
– определение основных этапов организации и проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки Заключения КСП;
– установление требований к содержанию комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и оформлению результатов его проведения;
– определение структуры, содержания и основных требований к Заключению КСП;
1.8. Стандарт предназначен для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты Ширинского муниципального района (далее – КСП), специалистами и экспертами, привлекаемыми КСП (далее – участники внешней проверки), при организации и проведении проверки достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета, годового отчета об исполнении бюджета (далее – внешняя проверка), и подготовки на их основе Заключения КСП по отчету об исполнении бюджета за истекший финансовый год.
Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить Заключение КСП на отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
1.9. Объекты внешней проверки:
– финансовый орган, организующий исполнение бюджета;
– главные администраторы бюджетных средств (далее – ГАБС).
1.10. Основные термины и понятия применяются в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
2. Основные этапы проведения внешней проверки
2.1. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета включает в себя следующие этапы:
– подготовительный этап;
– камеральная проверка отчетности ГАБС;
– комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
– подготовка Заключения КСП.
Основные этапы проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности приведены в Приложении 1.
2.2. На подготовительном этапе изучается нормативно-правовая база в части исполнения решения о бюджете муниципального образования за истекший финансовый год и формирования бюджетной отчетности, составляются рабочие таблицы. Также анализируются данные ранее проведенных самостоятельных контрольных мероприятий по проверке исполнения бюджета за истекший финансовый год.
2.3. С момента представления ГАБС годовой бюджетной отчетности осуществляется камеральная проверка полученных документов.
Камеральная проверка включает в себя проверку: своевременности и полноты представленных документов, соблюдения требований порядка составления отчетности, полноты заполнения реквизитов представленных форм отчетности, соответствие плановых показателей решению о бюджете муниципального образования за истекший финансовый год, сводной бюджетной росписи.
Камеральная проверка завершается оформлением Заключений.
2.4. Внешняя проверка включает в себя проверки достоверности бюджетной отчетности ГАБС и иные тематические контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по вопросам, влияющим на формирование бюджетной отчетности.
Объекты внешней проверки утверждаются соответствующими распоряжениями КСП, форма представлена в Приложении 2.
Внешняя проверка осуществляется в соответствии с утверждаемой Программой проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета, форма представлена в Приложении 3.
2.5. Заключение КСП по отчету об исполнении бюджета за истекший финансовый год подготавливается на основе:
– результатов камеральной проверки отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС;
– результатов комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
– иных документов и материалов, характеризующих исполнение бюджета за истекший год, представленных с годовым отчетом об исполнении бюджета, а также по запросам КСП (рекомендуемая форма представлена в Приложении 4).
3. Внешняя проверка
3.1. Целью внешней проверки является оценка достоверности отчетности об исполнении бюджета, выявление нарушений и недостатков, а также их возможных последствий.
3.2. Задачи внешней проверки:
– установление корректности заполнения отчетных форм ГАБС в части суммирования соответствующих данных подведомственных получателей бюджетных средств;
– установление законности составления бюджетной росписи и доведения лимитов бюджетных обязательств;
– установление своевременности и полноты формирования муниципальных заданий, а также соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;
– установление наличия и законности перемещений бюджетных ассигнований;
– определение результативности бюджетных ассигнований на основе анализа отчетных данных;
– установление причин выявленных нарушений и недостатков.
3.3. При осуществлении внешней проверки ГАБС проверяются как:
– главные администраторы доходов бюджета;
– администраторы доходов бюджета;
– главные администраторы источников финансирования бюджета;
– администраторы источников финансирования бюджета;
– главные распорядители средств бюджета (ГРБС);
– распорядители средств бюджета по подведомственным получателям;
– органы, регулирующие предоставление субсидий;
– получатели бюджетных средств.
3.4. Оценка отчета об исполнении бюджета по доходам включает в себя определение соответствия показателей бюджетной отчетности показателям, учтенным в кассовом плане бюджета, анализ выполнения данных показателей.
3.5. При рассмотрении вопросов результативности деятельности ГАБС рекомендуется использовать отчеты об исполнении муниципальных программ.
4. Подготовка Заключения КСП
4.1. Заключение КСП по отчету об исполнении бюджета может включать в себя следующие разделы:
– Общие положения;
– Изменение плановых показателей бюджета;
– Исполнение бюджета по доходам;
– Исполнение бюджета по расходам;
– Исполнение программной части бюджета;
– Результат исполнения бюджета;
– Состояние муниципального долга;
– Оформление годовой бюджетной отчетности;
– Выводы и предложения.
4.2. Общие положения содержат информацию о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям Инструкции о порядке составления и представления отчетности, о соблюдении сроков её представления в КСП, о соответствии показателей отчета об исполнении бюджета суммарным показателям бюджетной отчетности ГАБС.
4.3. Изменение плановых показателей основных характеристик бюджета анализируется согласно принятым в истекшем году решениям по внесению изменений в бюджет.
В данном разделе отражаются основные причины вносимых изменений как в целом по бюджету, так и в разрезе отдельных администраторов бюджетных средств.
4.4. Исполнение бюджета по доходам анализируется в разрезе налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы.
Налоговые и неналоговые доходы рекомендуется анализировать в разрезе основных видов, безвозмездные поступления – по наиболее значительным в суммовом выражении. Исполнение бюджета по доходам анализируется с точки зрения соответствия Основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
В данном разделе отражается выполнение прогнозных значений по доходам, устанавливаются причины и последствия отклонений от плановых значений.
4.5. Исполнение бюджета по расходам анализируется с точки зрения соответствия Основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
Определяется освоение бюджетных ассигнований в разрезе функциональной и ведомственной структуры расходов бюджета, муниципальных заданий, выявляются причины неосвоения.
Отдельно рассматривается использование резервного фонда муниципального образования.
4.6. Исполнение программной части бюджета раскрывается на основе анализа бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию муниципальных программ. Приводится динамика ассигнований в целом по программам. Устанавливаются причины внесения изменений в программы, неосвоения бюджетных ассигнований. Определяется влияние изменений на результативность программ.
4.7. Результатом исполнения бюджета является профицит или дефицит бюджета. Проводится сравнение плановых и фактических показателей. Устанавливаются факторы, повлиявшие на результат. Определяются источники финансирования дефицита бюджета.
4.8. Состояние муниципального долга рассматривается как в целом по бюджету за счет привлечения сторонних средств в качестве источника финансирования дефицита бюджета и за счет предоставления муниципальных гарантий, так и в разрезе главных администраторов бюджетных средств в части дебиторской и кредиторской задолженности.
4.9. Выявляемые в ходе внешней проверки другие нарушения и недостатки, в том числе в части оформления форм, таблиц и текстовой части годовой бюджетной отчетности отражаются в соответствующем разделе Заключения КСП.
4.10. По итогам внешней проверки формулируется вывод о достоверности представленного отчета об исполнении бюджета. Обобщаются выводы по каждому разделу Заключения, выявляются причинно-следственные связи и разрабатываются предложения в части повышения эффективности бюджетного процесса.
4.11. Заключения по результатам бюджетной отчетности ГАБС районного бюджета оформляются отдельно по каждому ГАБС. Подготовленные Заключения визируются консультантом - юристом, подписываются руководителем рабочей группы, а также ответственным исполнителем, и направляются в адрес проверяемого ГАБС.
4.12. По городским и сельским поселениям муниципального района оформляются единые заключения по отчетам об исполнении бюджета с отражением результатов внешней проверки бюджетных отчетности ГАБС поселения.
4.13.Заключения КСП по отчетам об исполнении районного бюджета и бюджетов поселений за истекший финансовый год визируются консультантом-юристом, подписываются руководителем рабочей группы, а также ответственными исполнителями, и подлежат рассмотрению на Коллегии в соответствии с Регламентом КСП. Заключения по отчетам об исполнении районного бюджета и бюджетов поселений, рассмотренные и утверждает Председатель КСП.
Приложение 1
Основные этапы проведения внешней проверки
годовой бюджетной отчетности
Наименование мероприятия
Подготовительный этап
– изучение нормативной базы в части исполнения решения о бюджете муниципального образования за истекший финансовый год, формирования бюджетной отчетности, анализ данных ранее проведенных самостоятельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения бюджета
– подготовка аналитических таблиц, рабочей документации для камеральной проверки
– контроль поступления годовой бюджетной отчетности
Камеральная проверка
– проверка соответствия состава представленных документов требованиям нормативно – правовых актов
– проверка полноты заполнения всех необходимых реквизитов и показателей форм и таблиц бюджетной отчетности
– соблюдение требований порядка составления отчетности
– соответствие показателей отчетности, представленной на бумажных носителях, электронной версии
– проверка соответствия плановых показателей решению о бюджете за истекший финансовый год и сводной бюджетной росписи
– заполнение соответствующих форм аналитических таблиц
– определение объектов и тематики комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
– оформление распоряжений и программ мероприятий
– проведение мероприятий в соответствии с утвержденными программами
– оформление заключений
Подготовка Заключения КСП
– изучение отчета об исполнении бюджета за истекший финансовый год
– анализ результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
– подготовка Заключения КСП
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
ШИРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
«__»________20___ г. № __
С.Шира
О проведении внешней проверки годового отчета об исполнении
___________ бюджета за 20___ год
В соответствии со статьей 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей ___ Положения о бюджетном процессе в Ширинском муниципальном районе, пунктом____ Раздела ___ Плана работы Контрольно-счетной палаты Ширинского муниципального района на 20___ год:
1. Назначить ответственных по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении ________ бюджета за 20__ год (годовой Отчет).
1.1. Для проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовки соответствующих заключений по результатам их проведения утвердить главного инспектора:
- ___________________________ ;
(Ф.И.О., должность)
1.2. Для проведения внешней проверки годового Отчета и подготовки заключения на него утвердить рабочую группу в следующем составе:
- ___________________________ ;
(Ф.И.О., должность)
- ___________________________ ;
(Ф.И.О., должность)
2. Утвердить Программу проведения внешней проверки годового Отчета согласно приложению к настоящему Распоряжению.
3. Руководителям рабочих групп организовать работу специалистов и обеспечить выполнение задач в соответствии с Программой проведения внешней проверки годового Отчета.
4. Установить срок проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключений по каждому из них - один месяц с момента представления отчетности, но непозднее «___» ______ 20_ года (отв. - Ф.И.О.).
5. Руководителю рабочей группы (Ф.И.О.., Должность) представить Председателю Контрольно-счетной палаты проект заключения о результатах внешней проверки годового Отчета в срок не позднее «___» ________ 20___ года.
6. Направить заключение Контрольно-счетной палаты о результатах внешней проверки годового Отчета в Совет депутатов Ширинского муниципального района с одновременным направлением его в Администрацию муниципального района «____» ________ 20___ года.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель
Контрольно-счетной палаты ______________ _____________
(личная подпись) (Ф.И.О)
С распоряжением ознакомлены: ___________________________ ;
(Ф.И.О., должность)
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Программа
проведения внешней проверки
годового отчета об исполнении ___________ бюджета за 20____ год
1. Основание проведения внешней проверки: _______________________________
2. Цель проведения внешней проверки:
______________________________________________________________
3. Задачи проведения внешней проверки:
__________________________________________________________;
__________________________________________________________;
__________________________________________________________;
__________________________________________________________.
4.Объекты внешней проверки:
___________________________________________________________.
5. Сроки проведения внешней проверки:________________________________.
6. Состав ответственных исполнителей: Руководитель мероприятия: _____________________________________ Исполнители мероприятия: _____________________________________
Руководитель
внешней проверки _______________ __________________
(личная подпись) (инициалы и фамилия)
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПРОСА ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
ШИРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«_____» _______ 20___ г. № ____
Должность
руководителя объекта проверки
(органа местного самоуправления, предприятия, учреждения)
ИНИЦИАЛЫ И ФАМИЛИЯ
ЗАПРОС
о представлении информации
В соответствии со статьей 10 Положения о Контрольно-Счетной палате Ширинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.04.2022 № 270, в рамках проводимой в соответствии с пунктом ______ Плана работы Контрольно - счетной палаты на 20__год внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета и бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета в отношении главных администраторов бюджетных средств просим в срок до ______ представить следующие документы (материалы, данные или информацию):
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
(указываются наименования конкретных документов или формулируются вопросы,
по которым необходимо представить соответствующую информацию).
Председатель
Контрольно-счетной палаты личная подпись инициалы, фамилия
1 экз. на 1 л. получен:
_____________________________________________________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
«___» ч. «___» мин. «___» ______ 20__ г.
