Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 4 «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период»
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период» (далее - Стандарт) разработан с учетом положений:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс);
- Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
- Устава Ширинского муниципального района;
- Решения Совета депутатов Ширинского муниципального района от 11.10.2024 № 141 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ширинский район»;
- Положения о Контрольно-счетной палате Ширинского муниципального района;
- Регламента Контрольно-счетной палаты Ширинского муниципального района;
Стандарт разработан для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты Ширинского муниципального района (далее – Контрольно-Счетная палата) при организации предварительного контроля формирования проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, проведения экспертизы проекта и подготовки соответствующего заключения Контрольно-Счетной палаты на проект решения Ширинского районного Совета депутатов о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект бюджета).
1.2. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур предварительного контроля формирования проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период и его экспертизы.
1.3. Настоящий Стандарт устанавливает:
- основные принципы и этапы проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета, экспертизы проекта бюджета;
- порядок взаимодействия между направлениями деятельности КСО и заинтересованными структурными подразделениями в ходе проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета, а также при подготовке заключения КСО на проект бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- структуру, содержание и основные требования к заключению Контрольно-счетной палаты на проект решения о районном бюджете;
- порядок рассмотрения и утверждения заключения Контрольно-счетной палаты, представления его Совету депутатов Ширинского муниципального района (далее – Совет депутатов).
1.5. Основные термины и понятия, используемые в Стандарте, соответствуют терминам и их определениям, установленным законодательством Российской Федерации и внутренним нормативным документам.
1.6. По вопросам, не урегулированным Стандартом, решения принимаются председателем КСО.
2. Основы осуществления предварительного контроля формирования и
экспертизы проекта бюджета
2.1. Правила и процедуры осуществления
предварительного контроля формирования проекта бюджета
2.1.1. Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета осуществляется исходя из установленных нормативно-правовыми актами местного самоуправления этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие мероприятия:
Наименование мероприятия Сроки выполнения работ*
- анализ нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства муниципального образования
- анализ итогов социально-экономического развития муниципального образования
- проверка и анализ обоснованности прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования
- экспертиза проектов муниципальных программ
- анализ перечня дополнительных расходов, расчетов, обоснований и других документов, материалов к ним
- анализ проектов обоснований бюджетных ассигнований на финансовый год и на плановый период
* указываются конкретные сроки в соответствии с Положением о бюджетном процессе и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросу формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
2.1.2. Организационно-распорядительные документы, необходимые для проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, определяются в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты или другим правовым актом Контрольно-счетной палаты.
2.1.3. При необходимости может проводиться проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования конкретных субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов бюджета, главных распорядителей средств бюджета и иных участников бюджетного процесса.
2.2. Правила и процедуры осуществления экспертизы проекта бюджета
2.2.1. Экспертиза проекта решения районного бюджета является формой внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой на основании Бюджетного кодекса, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения о Контрольно-счетной палате, Регламента Контрольно-счетной палаты.
2.2.2. Экспертиза представляет собой комплекс экспертно-аналитических мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проекта решения о районном бюджете, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования, подготовке на их основе заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения о районном бюджете.
2.2.3. Целью экспертизы на очередной финансовый год и плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей проекта решения о районном бюджете.
Задачами экспертизы являются:
- определение соответствия действующему законодательству и правовым актам Ширинского муниципального района проекта решения о районном бюджете, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Ширинский районный Совет депутатов;
- определение обоснованности и достоверности показателей проекта решения о районном бюджете, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Ширинский Совет депутатов;
- оценка проекта районного бюджета как инструмента социально-экономической политики Ширинского муниципального района (далее – муниципальный район), его соответствия положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации и иным программным документам;
- оценка качества прогнозирования доходов районного бюджета, расходования бюджетных средств, долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.
2.2.4. Предметом экспертизы являются проект решения о районном бюджете, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Ширинский Совет депутатов, включая прогноз социально-экономического развития муниципального района, паспорта муниципальных программ, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта районного бюджета.
2.2.5. Объектами контроля при проведении экспертизы являются:
- Администрация муниципального района и органы Администрации муниципального района;
- главные администраторы доходов районного бюджета;
- главные распорядители средств районного бюджета;
- главные администраторы источников финансирования дефицита районного бюджета;
- иные участники бюджетного процесса (выборочно).
2.2.6. При осуществлении экспертизы необходимо исходить из действующих правовых основ формирования проекта районного бюджета и определить соответствие проекта решения Ширинского Совета депутатов о районном бюджете и процедур по его формированию, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Ширинский Совет депутатов, действующему законодательству и правовым актам муниципального района.
При осуществлении экспертизы должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта решения о районном бюджете и документов, представляемых одновременно с ним в Ширинский Совет депутатов, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:
1. При оценке прогноза социально-экономического развития муниципального района необходимо обратить внимание на соблюдение принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса и прогнозировании доходов районного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 174.1. Бюджетного кодекса.
2. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных статьей 28 Бюджетного кодекса и установленных статьями 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 38.1 Бюджетного кодекса: полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета; сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов.
3. При оценке и анализе доходов районного бюджета следует обратить внимание на:
- обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета доходов бюджета;
- зачисление доходов в бюджет, налоговых и неналоговых доходов бюджета, определенных в статьях 40, 41, 42, 46, 61.1, 62 Бюджетного кодекса;
- соблюдение требований статьи 64 Бюджетного кодекса.
4. При оценке и анализе расходов районного бюджета необходимо обратить внимание на:
- обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;
- соблюдение положений формирования расходов бюджета, установленных статьей 65 Бюджетного кодекса;
- соблюдение правил формирования реестра расходных обязательств в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса;
- обоснование бюджетных инвестиций в соответствии со статьями 69, 69.1, 70, 74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81, 83 Бюджетного кодекса.
5. При оценке и анализе межбюджетных отношений обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджетов в соответствии со статьями 135, 136, 138, 139, 139.1, 140, 142 Бюджетного кодекса, а также на обоснованность объемов межбюджетных трансфертов предоставляемых из районного бюджета бюджетам городских и сельских поселений муниципального района.
6. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга отразить соблюдение требований следующих статей Бюджетного кодекса:
- статьи 32 по полноте отражения источников финансирования дефицита бюджета, статьи 92.1 по установлению размера дефицита местного бюджета, статьи 93.1 по зачислению средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности, статьи 93.2, 93.3 и 93.6 по предоставлению бюджетных кредитов, статей 96 и 184.1 по составу источников финансирования дефицита местного бюджета и утверждению их в решении о районном бюджете;
- статей 101 и 102 по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам, статьи 100 по структуре муниципального долга, видам и срочности долговых обязательств, статьи 100.1 по прекращению муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списанию с муниципального долга, статьи 103 по осуществлению муниципальных заимствований, статьи 105 по реструктуризации долга, статей 110.1, 110.2 по программам муниципальных внутренних заимствований и муниципальных гарантий, статей 113, 114, 115, 115.1, 115.2, 117 по отражению в бюджете поступлений средств от заимствований, погашения муниципального долга, расходов на его обслуживание, по предельному объему выпуска муниципальных ценных бумаг, по предоставлению и обеспечению исполнения обязательств по муниципальным гарантиям, порядка и условий предоставления муниципальных гарантий.
7. Проанализировать соблюдение:
- порядка составления проекта районного бюджета, определенного в статьях 169, 171, 172, 173, 174.1, 174.2, 179, 179.3, 184 Бюджетного кодекса;
- требований к основным характеристикам районного бюджета, нормативам распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, если они не устанавливаются бюджетным законодательством, составу показателей, устанавливаемых Решением Ширинского Совета депутатов о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса;
- требований к составу документов и материалов, представляемых одновременно с проектом районного бюджета в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса, Положения о бюджетном процессе.
2.2.7. Информационной основой осуществления экспертизы являются:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации;
- нормативные правовые акты;
- показатели прогноза социально-экономического развития муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
- основные направление бюджетной и налоговой политики муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
- муниципальные программы;
- статистические данные за предыдущие годы и за истекший период текущего года;
- показатели районного бюджета, утвержденные решением Ширинского Совета депутатов на текущий финансовый год и на плановый период, а также показатели ожидаемого исполнения районного бюджета в текущем финансовом году;
- данные главных администраторов доходов районного бюджета о доходной базе и поступлениях доходов за отчетный год и за истекший период текущего года, а также о планируемых показателях на очередной финансовый год и плановый период;
- информация о планируемых расходах районного бюджета на обслуживание и погашение муниципального долга, о планируемых объемах и формах муниципальных заимствований в очередном финансовом году и плановом периоде;
- реестры расходных обязательств муниципального района;
- отчетность, документы и информация по вопросам формирования районного бюджета, предоставляемая в ходе проведения экспертизы;
- проект решения о районном бюджете, материалы и документы, представляемые одновременно с ним в Ширинский Совет депутатов;
- заключения Контрольно-счетной палаты на проекты решений об исполнении районного бюджета за отчетные годы;
- результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, аналитических материалов, подготовленных по данным мониторинга, проведенного Контрольно-счетной палатой в текущем году.
2.3 Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета и его экспертизы
2.3.1. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета и его экспертизы по основным вопросам состоят в следующем.
Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района на очередной финансовый год и плановый период должны осуществляться исходя из анализа нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования, а также сопоставления фактических показателей социально-экономического развития муниципального района за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.
При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Ширинского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей.
При проверке и анализе обоснованности прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития муниципального района необходимо проанализировать:
- основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период и их соответствие целевым установкам экономической политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации и иных документах;
- наличие и использование нормативно-методической базы, прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности, индекс потребительских цен, показатели, характеризующие изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на формирование доходной базы районного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.
Проверка и анализ обоснованности показателей районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляются с учетом данных паспортов муниципальных программ, в результате которых следует дать оценку:
- соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию муниципальных программ проектом районного бюджета, показателям паспортов муниципальных программ;
- соответствия целей, задач, количественных значений целевых показателей (индикаторов) муниципальных программ, задачам, показателям (индикаторам), поставленным на очередной финансовый год и плановый период;
- обоснованности состава и значений показателей (индикаторов) муниципальных программ, достижимости показателей (индикаторов) муниципальных программ и возможности реализации поставленных в них целей и задач;
- ресурсного обеспечения муниципальных программ, в том числе за счет средств районного бюджета, включая обоснованность закупок товаров, работ, услуг, их соответствия целям и задачам реализации мероприятий муниципальных программ;
- динамики показателей (индикаторов) муниципальных программ в сравнении с динамикой расходов на их обеспечение (в целом и в разрезе муниципальных программ, подпрограмм, основных мероприятий);
- обоснованности действующих расходных обязательств районного бюджета на основе анализа реестра расходных обязательств, нормативной правовой базы его формирования и применяемых методов индексации и расчетов.
В результате проверки и анализа должна быть дана оценка обоснованности действующих бюджетных обязательств и целесообразности принимаемых расходных обязательств районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основе утверждаемых муниципальных программ, даны предложения по оптимизации бюджетных расходов для достижения поставленных целей и обеспечения прогнозируемых показателей (индикаторов) муниципальных программ в очередном финансовом году и плановом периоде. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта районного бюджета должны предусматривать:
- сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта районного бюджета (в реальном выражении, с учетом индекса дефлятора), утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов районного бюджета текущего года, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;
- анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы районного бюджета, последствий влияния на доходы изменений законодательства о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы;
- анализ законодательства Республики Хакасия о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов Республики Хакасия об изменении законодательства края о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы районного бюджета, последствий влияния изменений законодательства на доходы бюджета;
- анализ нормативных правовых актов Ширинского Совета депутатов о местных налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета;
- обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов районного бюджета, в том числе в разрезе главных администраторов доходов районного бюджета;
- факторный анализ изменения доходных источников проекта районного бюджета по сравнению с их оценкой в текущем году;
- факторный анализ изменения структуры доходов районного бюджета в разрезе налоговых и неналоговых доходов;
- сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;
- оценку обоснованности расчета налоговых доходов - налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, используемой в расчете, суммы налоговых вычетов, уровня собираемости;
- оценку обоснованности расчетов иных доходов в части: ставок, объема и уровня собираемости.
Проверка и анализ полноты отражения и достоверности
расчетов расходов районного бюджета должны предусматривать:
- анализ реестра расходных обязательств муниципального района, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год и плановый период, оценку объемов расходных обязательств, не подтвержденных нормативными правовыми актами, а также анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов Администрации муниципального района на соответствие его полномочий по осуществлению расходных обязательств;
- сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением Ширинского Совета депутатов о районном бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов районного бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;
- анализ действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального района, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов;
- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе муниципальных программ, муниципальных заказчиков и объектов капитального строительства;
- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
- анализ изменений налогового и бюджетного законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах прогноза бюджета по сравнению с текущим годом;
- сравнение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов;
- анализ обоснованности объемов межбюджетных трансфертов предоставляемых из районного бюджета бюджетам городских и сельских поселений муниципального района.
Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита районного бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте районного бюджета должны предусматривать:
- сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте районного бюджета, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;
- оценку соответствия основным направлениям долговой политики объемов муниципальных заимствований, влияния предлагаемых масштабов и форм заимствований на динамику и условия обслуживания задолженности;
- оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, бюджетных ассигнований на погашение муниципального долга и новых муниципальных заимствований с основными направлениями долговой политики;
- оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита районного бюджета.
3. Структура и основные положения содержания заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения Ширинского Совета депутатов о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
3.1. Заключение Контрольно-счетной палаты на проект решения Ширинского Совета депутатов о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период подготавливается на основе:
- результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;
- итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных с проектом решения Ширинского Совета депутатов о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса;
- результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений Контрольно-счетной палаты на проекты решений Ширинского Совета депутатов об исполнении районного бюджета за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;
- анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении муниципального района за предыдущие годы и истекший период текущего года.
3.2. Заключение Контрольно-счетной палаты на проект решения Ширинского Совета депутатов о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период состоит из следующих разделов:
- Общие положения;
- Анализ основных характеристик проекта районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- Анализ отражения в проекте бюджета на очередной финансовый год и плановый период основных приоритетов стратегии социально-экономического развития муниципального района до 2030 года;
- Анализ прогноза доходов районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- Анализ расходов районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- Анализ объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных проектом районного бюджета на контрактуемые расходы на очередной финансовый год и плановый период;
- Анализ расходов на реализацию муниципальных программ и их соответствие паспортам муниципальных программ.
- Анализ реализации и оценки эффективности муниципальных программ;
- Дефицит районного бюджета;
- Муниципальный долг и расходы на обслуживание муниципальных долговых обязательств;
- Анализ устойчивости районного бюджета;
- Выводы;
- Предложения.
3.4. Проект заключения выносится на рассмотрение председателю Контрольно-счетной палаты.
