Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 5 «Экспертиза проектов муниципальных программ»
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Экспертиза проектов муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан во исполнение положений ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 29.03.2022 № 2ПК.
1.3. Стандарт определяет общие требования, правила и процедуры проведения Контрольно-счетной палатой Ширинского муниципального района (далее – КСП) экспертизы проектов муниципальных программ, (далее – муниципальных программ) в пределах полномочий КСП.
1.4. Экспертиза проектов муниципальных программ осуществляется КСП на основании п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
1.5. Экспертизы проектов муниципальных программ являются экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в рамках предварительного контроля правовых актов.
1.6. Целью экспертизы является оценка экономической обоснованности и достоверности (реалистичности) объема ресурсного обеспечения программы, возможности достижения поставленных целей при запланированном объеме средств.
1.7. Экспертиза проекта муниципальной программы не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от реализации муниципальной программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии программы. В пределах своей компетенции КСП вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.
1.8. Экспертиза проекта муниципальной программы включает оценку его соответствия Стратегии социально-экономического развития муниципального района, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципального района в соответствующей сфере.
1.9. Основными задачами экспертизы проекта муниципальной программы является оценка:
- соответствия положений проекта муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
- полноты анализа предметной ситуации и ее факторов;
- корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
- целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;
- обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.
1.10. Предметом экспертизы являются проекты муниципальных программ, документы и материалы, предоставляемые одновременно с ними.
1.11. Основные термины и понятия:
экспертиза проекта муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование на предварительном этапе контроля с целью оценить проект нормативного правового акта с точки зрения обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов;
целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные программой, для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.
2. Требования и правила проведения экспертизы
2.1. Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется должностным лицом КСП, ответственным за ее проведение, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).
2.2. При необходимости должностным лицом КСП при проведении экспертизы могут быть определены вопросы, на которые участвующим в проведении экспертизы, предлагается обратить особое внимание.
2.3. При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района муниципального района (далее - муниципального района).
2.4. В ходе проведения экспертизы проектов муниципальных программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- соответствие целей программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям программы;
- соответствие целей, задач программы документам стратегического планирования, разработанным на уровне муниципального района;
- четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;
- наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;
- взаимосвязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, отсутствие дублирования мероприятий других действующих/принимаемых программ;
- соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;
- наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;
- обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;
- обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям, для бюджетного финансирования – в разрезе целевых статей и направлений расходования;
- четкая формулировка, простота понимания индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие достоверного источника информации или методики расчета индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;
- наличие ответственных лиц (подразделений) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;
- механизм управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий.
3. Требования к оформлению результатов экспертизы
3.1. По результатам проведения экспертизы проекта муниципальной программы составляется заключение КСП.
3.2. Заключение КСП по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок проекта муниципальной программы.
3.3. Заключение состоит из вводной и содержательной частей.
3.3. Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципальной программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, описываются исследуемые расходные обязательства.
3.4. В содержательной части заключения исследуется муниципальная программа, в том числе объем финансирования с оценкой его обоснованности, проверяются соответствие объемов финансирования паспорту программы, целевые показатели с объемами финансирования с оценкой их обоснованности.
В содержательной части заключения отражаются наиболее существенные проблемные вопросы, выявленные в ходе экспертизы в отношении следующих элементов и принципиальных решений проекта муниципальной программы:
- анализа предметной сферы жизнедеятельности муниципального района;
- определения целей, выбора ожидаемых результатов;
- постановки задач, выбора принципиальных подходов решения проблемы (улучшения состояния жизнедеятельности муниципального района);
- определение целевых, индикативных показателей (индикаторов);
- распределения задач и мероприятий между соисполнителями муниципальной программы;
- формирования программных мероприятий, в том числе определения параметров сводных муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- установления финансовых потребностей муниципальной программы, в том числе с учетом выпадающих доходов бюджета муниципального района при возникновении таковых в связи с принятием программы.
В содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам.
3.5. В заключении КСП по итогам экспертизы выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, изложенных в заключении, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
3.6. Заключение визируется ответственным исполнителем структурного подразделения, на которое возлагается проведение экспертизы, консультантом - юристом, подписывается руководителем структурного подразделения. Заключение направляется с сопроводительным письмом субъекту правотворческой инициативы, от которого проект был получен для проведения экспертизы.
3.7. Информационное письмо со сведениями о результатах проведенной экспертизы может быть направлено Главе муниципального района, Председателю представительного органа муниципального района по инициативе Председателя КСП или по запросу указанных лиц.
