Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 7 «Проведение оперативного контроля за исполнением местного бюджета»
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 7 «Проведение оперативного контроля за исполнением местного бюджета» (далее – Стандарт) разработан и утвержден Контрольно-счетной палатой Ширинского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о Контрольно-счетной палате Ширинского муниципального района, Регламента Контрольно-счетной палаты Ширинского муниципального района.
1.2. Стандарт разработан в соответствии с «Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 29.03.2022 N 2ПК) (вместе с «Требованиями к структуре стандарта внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»)
1.3. Оперативный контроль осуществляется в соответствии с требованиями статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Положения о КСП.
1.4. Стандарт применяется должностными лицами и иными работниками аппарата КСП (далее - сотрудники КСП) при подготовке заключения по результатам проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления отчета об исполнении районного бюджета Ширинского муниципального района за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года (далее – исполнение районного бюджета).
1.5. В случае внесения изменений в документы, указанные в настоящем Стандарте (замены их новыми), Стандарт применяется с учетом соответствующих изменений (нового документа).
1.6. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур организации оперативного контроля, осуществляемого КСП.
1.7. Задачами Стандарта являются:
- определение основных этапов проведения оперативного контроля;
- установление требований к подготовке и оформлению результатов оперативного контроля.
1.8. При организации и проведении оперативного контроля сотрудники КСП руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», бюджетным законодательством Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Положением о КСП, иными нормативными документами и настоящим Стандартом.
2. Содержание оперативного контроля
2.1. Оперативный контроль – это система мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, позволяющая осуществлять оценку исполнения районного бюджета в текущем финансовом году.
2.2. Задачами оперативного контроля являются:
а) определение полноты и достоверности поступлений денежных средств и их расходования в ходе исполнения районного бюджета;
б) определение объема и структуры муниципального долга, размера дефицита (профицита) районного бюджета, источников финансирования дефицита районного бюджета;
в) проведение анализа фактических показателей в сравнении с показателями, утвержденными на текущий финансовый год решением о районном бюджете, сводной бюджетной росписи и кассового плана:
- доходов районного бюджета;
- расходов районного бюджета;
- источников финансирования дефицита районного бюджета;
г) выявление нарушений в ходе исполнения районного бюджета, внесение предложений по их устранению.
2.3. В процессе проведения оперативного контроля может осуществляться анализ:
- изменений, вносимых в решение о районном бюджете;
- реализации муниципальных программ;
- исполнения районного бюджета по доходам и расходам, по источникам финансирования дефицита, муниципального долга по итогам исполнения районного бюджета за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев;
- сводной бюджетной росписи;
- кассового плана.
2.4. Предметом оперативного контроля, осуществляемого КСП, являются:
- отчет об исполнении районного бюджета, утвержденный Постановлением Администрации Ширинского муниципального района (далее – Администрация муниципального района), представленный в КСП;
- сводная бюджетная роспись, кассовый план;
- муниципальные правовые акты, направленные на реализацию решения о районном бюджете, а также по вопросам управления, распоряжения и использования муниципального имущества;
- размер и структура муниципального долга;
- объем расходов на погашение и обслуживание муниципального долга;
- программы внутренних заимствований по привлечению, погашению и использованию кредитов;
- муниципальные программы.
2.5. Объектами оперативного контроля в пределах полномочий КСП являются:
- финансовый орган Администрации муниципального района;
- орган уполномоченный осуществлять полномочия в сфере имущественных и земельных отношений;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей в районный бюджет;
- главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, осуществляющие операции со средствами районного бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита районного бюджета;
- иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие средства районного бюджета, или использующие муниципальную собственность, а также имеющие предоставленные законодательством льготы и преимущества.
3. Нормативная правовая и информационная основы
оперативного контроля
Нормативной правовой и информационной основами оперативного контроля являются:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований»;
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- решения о районном бюджете;
- муниципальные правовые акты, принимаемые во исполнение решения о районном бюджете;
- утвержденная сводная бюджетная роспись и изменения, вносимые в нее;
- кассовый план;
- Положение о КСП, Регламент КСП и План работы КСП на год;
- данные, получаемые по запросам КСП;
- результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых КСП.
4. Основные этапы оперативного контроля
Оперативный контроль осуществляется в соответствии с Регламентом КСП и настоящим Стандартом.
Оперативный контроль за ходом исполнения районного бюджета проводится в три этапа:
а) первый этап – подготовительный, включающий подготовку необходимых форм и документов;
б) второй этап – непосредственное проведение оперативного контроля;
в) третий этап – завершающий, включающий подготовку и оформление результатов оперативного контроля.
4.1. Подготовка к проведению оперативного контроля
В рамках подготовительного этапа инспекцией по экспертно-аналитической деятельности КСП осуществляется подготовка и направление запросов объектам оперативного контроля о предоставлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения оперативного контроля.
4.2. Непосредственное проведение оперативного контроля
В соответствии с Планом работы КСП ежеквартально (за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года) проводится:
- анализ исполнения районного бюджета, состояния муниципального долга и использования кредитных ресурсов, использования и распоряжения муниципальной собственности;
- анализ изменений, вносимых в решение о районном бюджете.
4.3. Подготовка и оформление результатов оперативного контроля
4.3.1. По результатам оперативного контроля подготавливается оперативный анализ (ежеквартально нарастающим итогом) о ходе исполнения районного бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными решением о районном бюджете на текущий финансовый год, сводной бюджетной росписью, кассового плана, с показателями исполнения районного бюджета за аналогичные периоды прошлых лет.
4.3.2. Ежеквартально, с момента представления отчета об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие или девять месяцев, сотрудники КСП осуществляют подготовку заключения по результатам проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления отчета об исполнении районного бюджета (далее - заключение об исполнении бюджета).
При подготовке заключения об исполнении бюджета используются:
- результаты мероприятий внешнего муниципального финансового контроля КСП;
- информация, полученная от объектов оперативного контроля.
4.3.3. В заключении об исполнении бюджета за соответствующий период текущего финансового года могут отражаться результаты анализа:
- изменений, вносимых в решение о районном бюджете;
- исполнения доходов районного бюджета по объемам и структуре, финансирования и исполнения расходов по разделам классификации расходов бюджетов, поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и погашения источников финансирования дефицита бюджета в сравнении с показателями, утвержденными решением о районном бюджете на текущий финансовый год, сводной бюджетной росписью, кассовым планом и показателями исполнения районного бюджета за соответствующие периоды прошлых лет;
- отклонений показателей исполнения бюджета от показателей, утвержденных решением о районном бюджете на текущий финансовый год, сводной бюджетной росписи и кассового плана;
- реализации муниципальных программ;
- объема и структуры муниципального долга, размеров дефицита (профицита) районного бюджета;
- выводы и предложения (при необходимости).
4.3.4. Инспектор КСП осуществляет подготовку заключения об исполнении бюджета и представляет его Председателю КСП.
4.3.5. Заключение об исполнении бюджета за соответствующий период текущего финансового года в установленном порядке вносится на рассмотрение и утверждение коллегии КСП.
После утверждения заключения об исполнении бюджета оно направляется:
- в Ширинский районный Совет депутатов;
- Главе муниципального района;
